Joomla 2.5

Новости законодательства Российской Федерации за март 2019 г.

 

1) Установлена процедура выдачи, переоформления, изменения и отзыва комплексных экологических разрешений.

Комплексные экологические разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на объектах НВОС, относящихся к объектам I категории, на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки на получение разрешения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС II категории, вправе получить комплексное экологическое разрешение при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

Разрешение выдается территориальным органом Росприроднадзора на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования разрешения.

Разрешение выдается заявителю в течение 25 календарных дней после приема заявки к рассмотрению, но не позднее чем в месячный срок со дня получения заявки.

Разрешение выдается на 7 лет и продлевается на 7 лет при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Разрешение подлежит пересмотру полностью или частично в случае изменения на производстве технологических процессов, оборудования, сырья, если это повлекло за собой изменение установленных объемов или массы выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов.

В случае нарушения заявителем в течение 6 месяцев и более установленных разрешением обязательных требований без его пересмотра, территориальный орган Росприроднадзора обращается в суд с требованием об отзыве разрешения. После вступления в силу решения суда об отзыве разрешения, а также после снятия объекта с государственного учета, территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней размещает информацию об отзыве разрешения на официальном сайте в сети «Интернет».

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» опубликовано 19 февраля 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

2) Уточнены полномочия Ростехнадзора в области обеспечения химической безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 № 152 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что Ростехнадзор, в числе прочего, осуществляет:

федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции химически опасных производственных объектов;

федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности на химически опасных производственных объектах;

лицензионный контроль за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности химически опасных производственных объектов.

3) ПТС на бланке, выданные до 1 ноября 2019 года, будут действовать до оформления собственниками транспортных средств электронных паспортов.

Установлено, что паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства), оформленный и выданный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» до 1 ноября 2019 года, является действительным до момента оформления в отношении этого транспортного средства в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. на основании заявления его собственника электронного ПТС взамен указанного.

С 1 ноября 2019 года признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств».

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 № 166 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспортных средств, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано 22 февраля 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

4) Утверждены типовые формы контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению по охране труда.

Типовые формы включают в себя:

предмет контракта, сроки оказания услуг;

цену контракта и порядок расчетов;

права и обязанности заказчика и исполнителя;

порядок сдачи и приемки оказанных услуг;

ответственность сторон;

антикоррупционную оговорку;

порядок обеспечения исполнения контракта, срок его действия.

Приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2019 № 53885) опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

5) Из перечня нормативных актов, содержащих обязательные требования в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, соблюдение которых проверяется Ростехнадзором, исключены недействующие документы.

Речь идет об утративших силу Инструкции по безопасному ведению горных работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля (породы) и газов (РД 05.350-00), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 04.04.2000 № 14; Инструкции по безопасному ведению горных работ на шахтах, разрабатывающих угольные пласты, склонные к горным ударам (РД 05.328-99), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 29.11.1999 № 87; Эталоне ТЭО строительства предприятий по добыче и обогащению угля, утвержденном Минтопэнерго России 19.10.1997.

Приказ Ростехнадзора от 14.02.2019 № 65 «О внесении изменений в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») (П-01-01-2017), утвержденный приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. № 254», опубликован не был.

6) При внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, может потребоваться повторная экспертиза.

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) с 1 июля 2019 года уточняется состав проектной документации объектов капитального строительства, содержание разделов которой приведено в соответствие с законодательством о техническом регулировании.

Также установлено, что порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе в случае внесения изменений в проектную документацию.

Таким образом, в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, такая документация повторно направляется на экспертизу.
В то же время если до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ в отношении проектной документации, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, получено положительное заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ), проведение экспертизы такой проектной документации не требуется.

Письмо Минстроя России от 18.10.2018 № 42269-ОД/08 По вопросу внесения изменений в проектную документацию.

7) Утверждены перечень профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационные требования к ним.

В Перечень включены специалисты по разработке проектов организации дорожного движения, по моделированию дорожного движения, по разработке комплексных схем организации дорожного движения, по организации и мониторингу дорожного движения, по эксплуатации технических средств организации дорожного движения, по контролю в сфере организации дорожного движения.

Квалификационные требования устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) в отношении профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения. Необходимый уровень знаний и умений достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

Приказ Минтранса России от 29.12.2018 № 487 «Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним»
Зарегистрировано в Минюсте России 04.03.2019 № 53936. Приказ вступает в силу с 1 июля 2019 года.

8) До 1 января 2021 года установлен временный порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и/или перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Лицензирование деятельности осуществляется Ространснадзором (его территориальными органами).

Определены в том числе:

требования к соискателю лицензии (включая требования к предъявляемым для получения лицензии документам);

требования к лицензиатам (в том числе к оснащению автобусов тахографами, к осуществлению их технического обслуживания);

порядок включения сведений об автобусах лицензиата в реестр лицензий на лицензируемую деятельность, исключения таких сведений из реестра, а также дополнительные требования к порядку формирования реестра;

порядок осуществления лицензионного контроля, в том числе периодичность проведения проверок лицензиатов в зависимости от присвоенной категории риска, а также критерии отнесения деятельности лицензиатов к категориям риска.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, регулирующее деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» вступает в силу со дня вступления в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», за исключением отдельных положений.

9) Установлены нормы обеспечения огнетушителями железнодорожного подвижного состава.

Нормы установлены раздельно для таких объектов, как электровозы, тепловозы, электропоезда, рельсовые автобусы, вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, багажные и почтовые вагоны, вагоны-рестораны, и других объектов.

В нормах обеспечения огнетушителями железнодорожного подвижного состава приводится, в числе прочего, наименование объекта защиты, класс пожара, необходимое количество огнетушителей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 248 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» опубликовано 12 марта 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

10) Установлены особенности проведения рекультивации земель, подвергшихся загрязнению и иному негативному воздействию.

Статьей 60.2 Лесного кодекса РФ установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством РФ требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Настоящим Постановлением устанавливается, что при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом РФ и в соответствии с предусмотренными Лесным кодексом РФ Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения.

При осуществлении мероприятий по рекультивации земель, по границе рекультивируемого лесного участка устанавливаются аншлаги с предупреждающей информацией об опасности заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сенокошения на рекультивируемом лесном участке.

В случае если в границах рекультивируемого лесного участка располагались объекты лесной инфраструктуры и иные объекты, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых были вырублены лесные насаждения и на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, были выполнены работы по лесовосстановлению или лесоразведению, работы по лесовосстановлению или лесоразведению при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель на такой площади в границах рекультивируемого участка не проводятся.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 244 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800» опубликовано 11 марта 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новости законодательства Российской Федерации (декабрь 2018 г.)

 

 

Новости законодательства Российской Федерации

за декабрь 2018 г.

 

 

1) Полномочия по выработке государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления и по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены за Минприроды России.

В настоящее время функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам, касающимся обращения с отходами производства и потребления, закреплены за Минприроды России, а функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), закреплены за Минстроем России.

В целях консолидации полномочий по выработке государственной политики в сфере обращения с отходами постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 1314 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с твердыми коммунальными отходами» теперь полномочия по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены за Минприроды России.

Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404, и в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038.

2) Административное наказание для любителей езды без прав предлагается существенно ужесточить.

В настоящее время частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), установлен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

По мнению авторов проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством», указанные санкции не позволяют в достаточной мере достигать целей административного наказания и учитывать повышенную общественную опасность многократного нарушения ПДД РФ со стороны лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в том числе лиц, в отношении которых действие такого права прекращено в связи с медицинскими противопоказаниями к осуществлению соответствующей деятельности.

В этой связи проектом предлагается дополнить статью 12.7 КоАП РФ новой частью 1.1, установив в ней ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, в виде административного штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок от ста до двухсот часов.

3) Определен порядок корректировки графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в период их действия.

Так, устанавливается, что в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления, решение о необходимости внесения изменения в утвержденные графики аварийного ограничения принимается диспетчерским центром или сетевой организацией, являющейся первичным получателем команд об аварийных отключениях, по согласованию со штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, созданном в соответствующем субъекте РФ.

При получении от диспетчерского центра или сетевой организации, являющейся первичным получателем команд об аварийных ограничениях, такого решения штаб по обеспечению безопасности электроснабжения обязан в течение 5 рабочих дней рассмотреть его и в письменной форме уведомить диспетчерский центр или сетевую организацию о согласовании решения или об отказе в его согласовании с указанием причин такого отказа.

Утвержденные изменения в графики аварийного ограничения направляются в течение 3 календарных дней в диспетчерский центр, соответствующим вторичным получателям команд об аварийных ограничениях, гарантирующим поставщикам (энергосбытовым, энергоснабжающим организациям), а также доводятся до потребителей в течение 5 календарных дней со дня их утверждения, но не позднее чем за 2 календарных дня до введения таких изменений в действие.

Приказ Минэнерго России от 18.10.2018 № 898 «О внесении изменений в Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденные приказом Минэнерго России от 6 июня 2013 г. № 290» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2018 № 52677) опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

4) Установлен порядок определения основных параметров дорожного движения для его мониторинга.

К основным параметрам дорожного движения относятся:

- параметры, характеризующие дорожное движение (интенсивность дорожного движения, состав транспортных средств, средняя скорость движения транспортных средств, среднее количество транспортных средств в движении, приходящееся на один километр полосы движения (плотность движения), пропускная способность дороги);

- параметры эффективности организации дорожного движения, характеризующие потерю времени (задержку) в движении транспортных средств и/или пешеходов пешеходов, которые определяются в том числе средней задержкой транспортных средств в движении на участке дороги, временным индексом, выражающим удельные потери времени транспортного средства на единицу времени движения транспортного средства и др.

Основные параметры дорожного движения подлежат определению в отношении:

- автомобильных дорог I, II и III категорий на межселенных территориях в границах муниципальных районов;

- дорог и их отдельных участков и совокупностей смежных (примыкающих) участков дорог в границах городских округов, городских поселений, отдельных функциональных и/или территориальных зон в их составе.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2018 № 1379 «Об утверждении Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета» вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5) Ростехнадзором утвержден комплекс рекомендованных мероприятий по обеспечению безопасности на период временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на ОПО нефтегазового комплекса.

Руководство содержит рекомендации по комплексу мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности на период временного вывода из эксплуатации технических устройств (далее - ТУ) и/или сооружений на опасных производственных объектах (далее - ОПО) обустройства месторождений для добычи, сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата, магистральных трубопроводов и разработано в целях снижения степени аварийной опасности ОПО при временном выводе из эксплуатации ТУ и/или сооружений, в том числе:

-  обеспечения надежной и безаварийной эксплуатации ОПО;

-  установления ранее не регламентированных единых требований к временному выводу из эксплуатации технических устройств и сооружений на ОПО нефтегазодобывающего комплекса, что позволит заблаговременно предупредить угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу и окружающей среде;

- проведения оценки достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период;

- содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В Руководстве содержатся рекомендации по обеспечению безопасного:

- среднесрочного и длительного вывода из эксплуатации ТУ и сооружений;

- технического содержания ТУ и сооружений при среднесрочном и длительном выводе из эксплуатации;

- ввода в эксплуатацию ТУ и сооружений при среднесрочном и длительном выводе из эксплуатации.

Приказ Ростехнадзора от 15.11.2018 № 567 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса» опубликован не был.

6) Определены порядок и последовательность переключений в электроустановках.

Утвержденные Правила подлежат применению системным оператором, субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных энергетических системах, субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных энергетических систем (владельцами объектов электроэнергетики).

Правилами установлены, в числе прочего:

- права, обязанности и функции персонала, осуществляющего переключение в электроустановках;

- порядок подачи команд и разрешений на производство переключений;

- общие требования к порядку переключений в электроустановках;

- особенности переключений для предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики;

- особенности переключений при вводе в работу новых (модернизированных, реконструированных) ЛЭП, оборудования, устройств РЗА;

- операции, выполняемые при выводе из работы и вводе в работу ЛЭП;

- последовательность основных операций при выводе в ремонт и вводе в работу линий электропередачи;

- последовательность выполнения основных операций при выводе оборудования в ремонт и при вводе его в работу;

- последовательность выполнения основных операций при выполнении отдельных видов переключений в распределительных электрических сетях. 

Приказ Минэнерго России от 13.09.2018 № 757 «Об утверждении Правил переключений в электроустановках» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2018 № 52754) вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

7) Отменена обязательная установка на транспортных средствах с шиповаными шинами опознавательного знака «Шипы».

Кроме того:

- внесены поправки в части нераспространения требований ряда знаков на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов или детей-инвалидов;

- предусмотрена необходимость для водителя вместо страхового полиса ОСАГО иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа;

- уточнены действия водителя в случае если в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия причинен вред только имуществу;

- предусмотрено, что к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, как с двигателем, так и без него. 

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 № 1414 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования.

8) Минтруд России разъяснил особенности оплаты страховщиком расходов на реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья на производстве.

Сообщается, в частности, следующее:

- обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая;

- оплата допрасходов на реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если федеральным учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованное лицо нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в указанных видах помощи, обеспечения или ухода;

- в случае если медицинская помощь не предусмотрена программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но при этом входит в объем лечения застрахованного лица, определенного врачебной комиссией медицинской организации, страховщик должен обеспечить ее оплату в полном объеме;

- в случае если в соответствии с программой реабилитации пострадавшего учреждением медико-социальной экспертизы определена нуждаемость застрахованного лица в сопровождении, расходы на питание и проживание сопровождающего лица подлежат оплате страховщиком.

Приказ Минтруда России от 20.08.2018 № 529н «Об утверждении разъяснения о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2018 № 52789) опубликован на Официальном интренет-портале правовой информации.

9) Обновлены требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Указанные требования приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 20.12.2017 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Приказом, в частности:

- устанавливается порядок проведения предсменного контроля технического состояния транспортных средств;

- уточняется перечень лиц, на которых распространяется порядок;

- уточняются определения предрейсового и предсменного контроля;

- уточняется содержание контроля;

- устанавливается обязательность проверки отсутствия установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб;

- уточняются требования к форме и содержанию, а также порядку ведения журнала регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств.

Приказ Минтранса России от 08.08.2018 № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2018 № 52861) опубликован 4 декабря 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

Признан утратившим силу приказ Минтранса России от 6 апреля 2017 г. № 141, которым был утвержден ранее применявшийся порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

10) Для обеспечения приоритета велосипедистов на отдельных улицах в Правила дорожного движения введено понятие «Велосипедная зона».

Постановление Правительства РФ от 04.12.2018 № 1478 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» установлено, что велосипедная зона - это территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками «Велосипедная зона» (с дублированием этого знака дорожной разметкой) и «Конец велосипедной зоны».

В велосипедной зоне велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения определенных требований ПДД. В велосипедной зоне разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 20 км/ч.

Кроме того, в целях приведения ПДД в соответствие с действующим законодательством:

- установлено, что стоянка запрещена в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью, в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан;

- определено, что к регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению или собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2016 № 686;

- предусмотрено, что водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы РФ, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях РФ, определенных законодательством РФ о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных новым дорожным знаком «Пункт таможенного контроля», по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов;

- вводится новый дорожный знак «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса» и соответствующее дублирование этого знака дорожной разметкой;

- уточнен порядок движения на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, а также круг лиц, которые имеют право остановки транспортных средств.

11) Минтрудом России разработаны правила охраны труда при ведении работ в замкнутых и ограниченных пространствах.

Согласно проекту приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах», работы относятся к работам в ограниченных и замкнутых пространствах (далее - ОЗП), если они проводятся на пространственно замкнутом (ограниченном) объекте, не предназначенном для постоянного пребывания в нем людей. Размер такого объекта должен быть достаточным для того, чтобы там полностью поместился работник или работники для выполнения в нем работ, но при этом вход(ы) или выход(ы) объекта являются такими, что затруднен быстрый проход через них работников и ограничен воздухообмен.

В Правилах охраны труда предлагается закрепить, в частности:

- обязанности работодателя по организации работ в ОЗП;

- требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в ОЗП;

- режимы труда и отдыха;

- комплекс мер по обеспечению безопасности ведения работ в ОЗП;

- правила идентификации опасностей, оценки и управления рисками при работах в ОЗП;

- порядок организации работ в ОЗП с оформлением наряда-допуска;

- требования охраны труда, предъявляемые к производственной территории (объектам, временным сооружениям, участкам проведения работ);

- требования охраны труда, предъявляемые к вентиляции ОЗП;

- требования охраны труда, предъявляемые оборудованию и средствам защиты от виброакустического воздействия;

- требования охраны труда, предъявляемые при подготовке и выполнении работ в ОЗП;

- требования охраны труда, предъявляемые при подготовке и проведении работ в различных средах (негазоопасной, газоопасной, взрывопожароопасной);

- требования охраны труда при осуществлении отдельных производственных процессов (при выполнении работ по очистке ОЗП, выполнении в ОЗП сварочных работ, работ на объектах водоснабжения и канализации);

- требования по охране труда при эвакуации и спасении в ОЗП.

Требования Правил, согласно проекту, будут обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении ими работ в ОЗП.

12) Утверждена форма декларации о негативном воздействии на окружающую среду.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающими в силу с 1 января 2019 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация включает в себя сведения:

- о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) и осуществляемой им деятельности;

- виде и объеме производимой продукции (товаров);

- о реализации природоохранных мероприятий;

- об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду;

- массе выбросов загрязняющих веществ;

- массе сбросов загрязняющих веществ;

- массе или объеме образования и размещения отходов;

- о программе производственного экологического контроля.

К декларации должны быть приложены расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов. Также приводится порядок заполнения декларации.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в Росприроднадзор, в отношении иных объектов - в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Декларация подлежит представлению один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52926) вступает в силу с 1 января 2019 года.

13) МЧС России скорректирован порядок учета погибших и пострадавших при пожаре

В частности, вводятся понятия погибшего и травмированного вследствие пожара, а также 30-дневный срок, в течение которого лицо, погибшее от причин, связанных с пожаром, считается погибшим вследствие пожара.

Также из порядка учета пожаров и их последствий исключается термин «загорание» посредством отнесения к пожарам всех случаев неконтролируемого горения.

Приказ МЧС России от 08.10.2018 № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2018 № 52973) вступает в силу с 1 января 2019 года.

14) Утверждена форма комплексного экологического разрешения для лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду, будут обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор.

Согласно Приказу, в заявке на получение комплексного экологического разрешения указываются:

- сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, подающем заявку;

- код (при наличии) и наименование объекта, в отношении которого требуется получение разрешения;

- общие сведения о производимых товарах, используемых ресурсах;

- сведения об авариях и инцидентах на объекте, в отношении которого требуется получение разрешения;

- расчет технологических нормативов;

 - расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности);

- обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

- проект программы производственного экологического контроля;

- иные сведения.

На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Росприроднадзором будет выдаваться комплексное экологическое разрешение, в котором указываются сведения о:

- лице, которому выдано разрешение;

- объекте, на которое выдано разрешение;

- установленных технологических нормативах;

- установленных нормативах допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;

- нормативах допустимого сброса высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;

- нормативах допустимого сброса веществ в водный объект для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов;

- нормативах образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- требованиях к обращению с отходами производства и потребления;

- программах производственного экологического контроля;

- программах повышения экологической эффективности;

- временно разрешенных выбросах загрязняющих веществ;

- временно разрешенных сбросах загрязняющих веществ.

Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52927) вступает в силу с 1 января 2019 года.

Новости законодательства Российской Федерации за январь 2019 г.

 

1) Обновлены правила безопасности в производстве растительных масел методом прессования и экстракции.

Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов и их последствий на опасных производственных объектах производства растительных масел. Правила подлежат применению при разработке технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации объектов производства масел, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на объектах производства масел, а также при проведении экспертизы промышленной безопасности.

Правилами устанавливаются:

 - требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов;

 - требования безопасности к отдельным технологическим стадиям процесса;

 - требования к технологическому оборудованию, трубопроводам, запорной арматуре и предохранительным устройствам;

 - требования к системам контроля, управления и автоматической противоаварийной защиты технологических процессов;

 - требования к электрооборудованию и электрообеспечению во взрывопожароопасных зонах объектов производства масел;

 - требования к системам отопления и вентиляции;

 - требования к системам водоснабжения и канализации;

 - требования к объемно-планировочным решениям производственных помещений и зданий и содержанию территории;

 - требования к обслуживанию и ремонту технологического оборудования и трубопроводов.

Не подлежащим применению признается постановление Госгортехнадзора России от 30.12.2002 № 72 «Об утверждении Правил промышленной безопасности в производстве растительных масел методом «ования и экстракции».

Приказ Ростехнадзора от 08.11.2018 № 538 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в производстве растительных масел методом «ования и экстракции» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2018 № 52993) вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

 

2) Обязанность по осуществлению уборки мест погрузки ТКО возложена на регионального оператора по обращению с ТКО.

Одновременно с этим уборка мест погрузки исключается из перечня работ по содержанию имущества общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме.

Устанавливается, что расходы на уборку мест погрузки ТКО, учитываемые при установлении тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО не могут превышать сметную стоимость погрузочных работ, определенную с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, умноженную на 1% общего объема и (или) массы ТКО, в отношении которых осуществляются погрузочные работы.

Также уточняется, что под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» опубликовано 19 декабря 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

 

3) Минприроды России предложена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с необходимостью предоставления лицами, обязанными исчислять и вносить плату при размещении твердых коммунальных отходов, отчетов за 2018 год разделы «Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет» и 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов» декларации излагаются в новой редакции с учетом разграничения отходов производства и ТКО и изменений, вносимых в постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Кроме того, проектом приказа Минприроды России «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» предусматривается:

 - введение на 2018 год дополнительного коэффициента 1,04, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»;

 - введение коэффициента Kнмм, применяемого к ставкам платы для новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых, степень выработанности которых по состоянию на 1 января 2017 г. составляет более 0,01.

В декларацию включены положения, учитывающие суммы переплаты, засчитанные по итогам прошлого отчетного периода в счет платежей будущего отчетного периода.

Уточняется применение предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1381 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 1148» повышающего коэффициента К, равного 120, применяемого при исчислении размера платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, в случае отсутствия средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, соответствующих требованиям, устанавливаемым Минэнерго России, измеряющих объем фактически добытого и сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа.

 

4) Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, не будет проводиться в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019.

Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, не осуществляется в отношении объектов капитального строительства в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу, или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до указанной даты, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством о недрах до указанной даты проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Также уточнено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в установленные сроки (с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно, либо до 1 января 2025 года для юрлиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий) допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в указанные сроки.

Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов.

Кроме того:

 - срок проведения государственной экологической экспертизы сокращен с 3 месяцев до 2 месяцев;

 - из перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня исключена проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

 

5) Определены нормы обеспечения средствами спецзащиты работников организаций легкой промышленности, занятых на вредных работах.

В отношении 414 профессий (должностей) в легкой промышленности, предполагающих занятость на работах с вредными, опасными условиями труда, работах, выполняемых в особых температурных условиях, или работах, связанных с загрязнением, определены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и нормативные сроки их носки.

Также устанавливаются специальные сроки носки костюмов, комбинезонов и обуви, предназначенной для защиты от пониженных температур, в годах в зависимости от климатических поясов, в которых выполняются работы.

Приказ Минтруда России от 10.12.2018 № 778н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций легкой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2018 № 53067) вступает в силу по истечении 3 месяцев после его официального опубликования.

 

6) Утверждены методические рекомендации по использованию динамических моделей пересмотра периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений I, II и III классов, которые находятся в эксплуатации.

Методическими рекомендациями, в частности, устанавливаются:

 - основные положения применения динамического метода управления периодичностью проведения плановых проверок ГТС;

 - порядок и процедуры определения периодичности проведения плановых проверок ГТС на основе динамических моделей;

 - образец заполнения информации в динамической модели гидротехнического сооружения юридического лица (субъекта электроэнергетики (филиала), организационной структуры промышленности или объекта водохозяйственного назначения);

 - методика упрощенной оценки рисков влияния несоответствий на безопасность ГТС;

 - правила категорирования аварий, возможных на ГТС, уровней риска влияния несоответствий (фактов несоблюдения (нарушения) требований безопасности на ГТС) на безопасность и значимости проблемы безопасности в зависимости от тяжести последствий аварии;

 - критерии приемлемого (неприемлемого) риска в зависимости от частоты аварий на ГТС и размера финансового ущерба.

Периодичность плановых проверок федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений устанавливается на основе классификации ГТС:

 - для гидротехнических сооружений I и II классов - не чаще чем один раз в течение одного года;

 - для гидротехнических сооружений III класса - не чаще чем один раз в течение трех лет;

 - для гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.

Методические рекомендации по применению динамических моделей пересмотра периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений утверждены приказом Ростехнадзора от 12.12.2018 № 613.

 

7) Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Ранее при выявлении события правонарушения государственный инспектор был не вправе привлечь правонарушителя к административной ответственности, а протокол и сопутствующие материалы направлялись им уполномоченному на рассмотрение вышестоящему должностному лицу. Тем самым процедура взыскания административного штрафа необоснованно затягивалась.

Теперь настоящим Федеральным законом установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также органов, осуществляющих государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, в пределах своих полномочий вправе, в том числе, государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также государственные инспектора субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 505-ФЗ «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

 

8) Установлен ряд особенностей перехода субъектов РФ к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в частности, определяется:

 - порядок деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или при досрочном прекращении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО;

 - возможность использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих необходимой документации, предусмотренной законодательством РФ;

 - возможность не применять положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2022 года на территориях г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя.

 

9) Установлен новый порядок расчета размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П положения Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам.

Настоящим Постановлением устанавливается порядок расчета размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Указывается, что лицо, причинившее вред, самостоятельно обращается в орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), или орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный лесной контроль, с письменным запросом о предоставлении информации о размере вреда, подлежащего возмещению, а также о платежных реквизитах, необходимых для уплаты денежных средств в счет возмещения вреда.

Уполномоченный орган осуществляет в соответствии с методиками и таксами, утвержденными настоящим Постановлением, расчет размера вреда в денежном выражении и в течение 7 дней со дня получения запроса и прилагаемых к нему документов направляет по адресу, указанному в запросе, посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, информацию о размере вреда, подлежащего возмещению, либо мотивированный отказ в предоставлении запрошенной информации.

Добровольное возмещение вреда производится путем уплаты денежных средств на основании информации, представленной уполномоченным органом, не позднее дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие совершения административного правонарушения, либо обвинительного приговора.

Утратившим силу признается Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» с внесенными в него изменениями и дополнениями. 

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.

 

10) Утвержден перечень первоочередных мероприятий, необходимых для начала функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.

В указанный перечень включены, в частности, следующие мероприятия:

 - подготовка нормативных правовых актов, направленных на установление срока направления заявлений о внесении изменений в электронные паспорта администратору систем электронных паспортов органами государственной власти государств-членов, осуществляющими регистрационные действия в отношении транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, не превышающего 24 часов, установление необходимости наличия электронных паспортов со статусом «действующий» в системах электронных паспортов для осуществления регистрационных действий в отношении транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, на которые оформлены эти электронные паспорта;

 - подготовка нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов, связанных с исполнением функциональных обязанностей уполномоченных органов (организаций) государств-членов (например, взимание платежей, пошлин и иных сборов за оказание услуг) в отношении транспортных средств (шасси транспортных средств) самоходных машин и других видов техники;

 - рассмотрение возможности подготовки межгосударственного стандарта на единую идентификационную маркировку самоходных машин и других видов техники. 

Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 № 201 «О перечне первоочередных мероприятий, необходимых для начала функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» опубликовано на официальном сайте Евразийского экономического союза.

 

11) Скорректированы требования к содержанию заявлений о выдаче и о переоформлении лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами.

Устанавливается, что в заявлении о выдаче и в заявлении о переоформлении лицензии заявитель, помимо прочего, указывает виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых заявитель предполагает осуществлять лицензируемые виды деятельности.

Согласно ранее действовавшей редакции в заявлении было необходимо указывать наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1709 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.

 

12) Минприроды России подготовлены рекомендации по заполнению хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с НВОС, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522.

В Методических рекомендациях приводятся указания по заполнению каждой из граф отчета; источники получения хозяйствующими субъектами информации, необходимой для заполнения отчета; формула расчета показателей, необходимых для заполнения формы отчета, иные рекомендации.

 

13) Разработано руководство по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий в отношении производственных объектов магистральных трубопроводов, в том числе магистральных газопроводов.

Руководство содержит рекомендации по методическим подходам, термины и определения, а также рекомендации по процедуре проведения и оформлению результатов количественного анализа риска аварий, которые используются при разработке:

 - проектной документации на строительство или реконструкцию опасных производственных объектов магистральных трубо- и газопроводов (далее - ОПО МГ);

 - документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО МГ;

 - декларации промышленной безопасности ОПО МГ;

 - обоснования безопасности ОПО МГ;

 - плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО МГ;

 - плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО МГ. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО МГ.

Руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа», утверждено приказом Ростехнадзора от 26.12.2018 № 647.

 

14) Утвержден перечень нормативных правовых актов, соблюдение положений которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения утвержден статс-секретарем заместителем министра внутренних дел Российской Федерации И.Н.Зубовым 11 декабря 2018 года.

Перечень состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся акты, соблюдение положений которых является обязательным для лиц, осуществляющих дорожную деятельность, а во втором - для лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств или оказанием транспортных услуг.

В перечень включены международные договоры РФ и акты органов ЕАЭС, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти РФ, нормативные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством РФ (ГОСТы).

В перечне для каждого документа, содержащего обязательные требования, приводятся его наименование и реквизиты (обозначение); краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; указание на структурные единицы акта, в которых содержится проверяемое обязательное требование.

Новости законодательства Российской федерации (ноябрь 2018 г.)

 

Новости законодательства Российской Федерации

за ноябрь месяц 2018 г.

 

1) Регламентирован порядок приема Ростехнадзором уведомлений о начале осуществления юрлицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг.

 

Приказ Ростехнадзора от 20.09.2018 № 452 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2018 № 52396).

Указанные уведомления подают заявители либо их уполномоченные представители, предполагающие выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Результатами предоставления данной госуслуги являются учет уведомлений и внесение изменений в соответствующий государственный реестр. Результат может быть представлен в форме документа на бумажном носителе, а также в форме электронного документа, с усиленной квалифицированной электронной подписью, на едином портале госуслуг.

Для предоставления госуслуги заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора уведомление установленной формы в двух экземплярах непосредственно либо в МФЦ (при наличии соглашения о взаимодействии) или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью заявителя, с использованием портала госуслуг.

Прием и учет уведомления осуществляется в день его поступления. Внесение сведений в реестр осуществляется в течение одного рабочего со дня регистрации уведомления. Размещение сведений из реестра на сайтах Ростехнадзора, его территориальных органов осуществляется в течение 10 дней со дня регистрации уведомления.

Признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 12.05.2015 № 186 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности».

2) Правительство Российской Федерации предлагает скорректировать порядок внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Проектом Федерального закона № 568200-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» предусматривается возможность для лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, исполнить право внесения авансового платежа, рассчитав его размер одним из трех способов:

в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате (с учетом корректировки ее размера) за предыдущий год;

в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

в размере, равном части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объеме или массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода.

Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, а квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

С учетом изложенного вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2019 года.

3) Скорректированы некоторые требования безопасности при добыче угля подземным способом.

Приказ Ростехнадзора от 25.09.2018 № 459 «О внесении изменений в отдельные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, устанавливающие требования при добыче угля подземным способом» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2018 № 52445).

Изменениями, в частности:

уточняются требования к составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах;

устанавливаются обязанности технического руководителя (главного инженера) шахты при проведении огневых работ;

конкретизируются обязанности руководителя огневых работ и специалистов участка аэрологической безопасности во время проведения огневых работ;

уточняется круг субъектов, обязанных выполнять требования безопасности, предусмотренные Правилами безопасности в угольных шахтах, утвержденными приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 № 550;

уточняются полномочия технического руководителя (главного инженера) шахты;

обновляются требования к системам поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией в шахтах;

устанавливаются требования к системам дистанционного мониторинга (контроля) параметров безопасности шахты;

устанавливаются специальные требования безопасности для подготовительных забоев шахт.

Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

4) Утверждена форма свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. 

Приказ МЧС России от 17.09.2018 № 395 «Об утверждении формы и описания бланка свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2018 № 52426).

В соответствующем сертификате указывается:

наименование аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования;

тип аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования;

учредитель аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования;

адрес аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования;

основание выдачи свидетельства;

срок действия свидетельства.

5) Установлен порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 № 52502), в частности, регулируется:

объем сведений, включаемых в перечень;

механизм внесения сведений о методике в перечень;

сроки регистрации материалов, представленных для внесения сведений в перечень методик, и рассмотрения заявок о включении методик в перечень;

основания возврата представленных материалов заявителю;

порядок и сроки информирования заявителей о принятых по результатам рассмотрения заявлений решениях. 

6) Правительство РФ предлагает формировать сведения о трудовой деятельности работников путем передачи работодателем этих сведений в информационную систему ПФР в электронном виде.

Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде)», сведения о трудовой деятельности работника - это информация о периодах его работы, которая представляется работодателями в информационную систему ПФ РФ в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности, полученные у работодателя по последнему месту работы на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в МФЦ на бумажном носителе, или полученные в ПФ РФ либо посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) на бумажном носителе или в электронном виде.

Работодатель обязан выдать работнику сведения о трудовой деятельности за период работы у работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом в период работы по заявлению работника и при увольнении.

Проектом предусматривается, что в целях обеспечения формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде работодатели в течение 2020 года осуществляют мероприятия по реализации требований ТК РФ, включающие:

подготовку, принятие или изменение локальных нормативных актов с участием выборного органа первичной профсоюзной организации;

внесение изменений в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ;

обеспечение технической готовности к передаче сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде в информационную систему ПФ РФ, начиная с 1 января 2020 года;

уведомление работника в письменной форме об изменениях трудового законодательства, связанных с ведением сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде, в том числе о праве ведения трудовой книжки на бумажном носителе по заявлению работника до 1 января 2027 года (предполагается, что с 1 января 2027 года ведение трудовых книжек на бумажном носителе осуществляться не будет).

С 1 января 2020 года работник вправе написать заявление о ведении трудовой книжки на бумажном носителе. В случае если работник не написал данное заявление, с 1 января 2021 года работодатель выдает трудовую книжку на хранение работнику и освобождается от ответственности за ее хранение. Работники, которые написали заявление о ведении трудовой книжки на бумажном носителе, в последующем могут отказаться от ее ведения.

7) Определен порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки, документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации.

Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 № 52522) устанавливаются, в частности:

содержание работ при проведении инвентаризации выбросов;

правила систематизации сведений об источниках выбросов при проведении инвентаризации выбросов;

порядок определения показателей выбросов при проведении инвентаризации выбросов;

правила документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов;

механизм корректировки данных инвентаризации выбросов.

Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования.

8) С 1 января 2022 года вступает в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 046/2018).

Указанный технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение и находящиеся в обращении на таможенной территории ЕАЭС газ горючий природный, подготовленный к транспортированию по магистральным газопроводам, газ горючий природный промышленного и коммунально-бытового назначения, газ горючий природный компримированный и газ горючий природный сжиженный, подготовленные к использованию.

Технический регламент не распространяется на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и находящуюся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также на продукцию, экспортируемую за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2018 № 74 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

9) Скорректированы требования в области энергоэффективности, применяемые к осветительным устройствам отдельных видов.

Речь идет о требованиях для:

нитевидных (филаментных) светодиодных ламп с различной коррелированной цветовой температурой;

пуско-регулирующей аппаратуры светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами, применяемые на 2 этапе (с 1 января 2020 года);

светильников с индексом цветопередачи Ra > 85;

прожекторов с различными углами излучения;

светильников для общественных и производственных помещений с прозрачным защитным стеклом;

светильников с электронным источником питания для уличного освещения со светодиодами;

светильников для уличного освещения со световым потоком более 5000 лм. 

Начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 1312 «О внесении изменений в требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» - 15 ноября 2018 года.

10) Утверждены новые формы проверочных листов, применяемых при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.

Речь идет о формах проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в отношении объектов, имеющих следующие классы функциональной пожарной опасности: Ф1.1 - Ф1.3, Ф2.1 - Ф2.4, Ф3.1 - Ф3.7, Ф4.1 - Ф4.3, Ф5.1 - Ф5.3, а также для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, всего 19 форм. 

Начало действия приказа МЧС России от 28.06.2018 № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2018 № 52600) – 13 ноября 2018 года.

Признан утратившим силу приказ МЧС России от 11.09.2017 № 376 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, в зданиях организаций торговли и организаций общественного питания».

11) Внесены уточнения в перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России.

Установлено, в частности, что Министерство принимает, в числе прочего, состав проекта лесовосстановления и лесоразведения и порядок их разработки.

Кроме того, используемые по тексту слова «занятым лесными насаждениями» заменены словами «на которых расположены леса» в соответствующем падеже.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1290 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2019 года.

Copyright 2012. | АНО ДПО 'Верифис'