Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Новости законодательства Российской Федерации (ноябрь 2016г.)

1) Ростехнадзором утверждена Инструкция по прогнозу динамических явлений и мониторингу массива горных пород при отработке угольных месторождений.

Приказ Ростехнадзора от 15.08.2016 № 339 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по прогнозу динамических явлений и мониторингу массива горных пород при отработке угольных месторождений» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2016 № 44251) утвердил соответствующую инструкцию.

Инструкция предназначена для работников угледобывающих организаций, осуществляющих добычу угля подземным способом, работников научных организаций и организаций, занимающихся проектированием шахт, работников территориальных органов Ростехнадзора. Положения Инструкции распространяются на деятельность угледобывающих организаций, осуществляющих добычу угля подземным способом, направленную на предотвращение динамических явлений (ДЯ) в угольных шахтах.

Инструкция устанавливает, в частности:

- признаки ДЯ и события, предшествующие ДЯ;

- порядок проведения геодинамического районирования участка недр;

- область применения, назначение, виды и методы прогноза ДЯ в угольных шахтах и схемы, поясняющие порядок проведения прогноза внезапных выбросов угля (породы) и газа и горных ударов;

- порядок проведения регионального прогноза по данным, полученным при ведении геолого-разведочных работ, и порядок отнесения угольных пластов к категории «угрожаемые по ДЯ»;

- порядок проведения регионального прогноза по непрерывным сейсмоакустическим наблюдениям;

- порядок проведения прогноза ДЯ в месте вскрытия склонных к ДЯ угольных пластов и склонных к ДЯ горных пород;

- методы локального прогноза удароопасности угольных пластов;

- порядок проведения локального прогноза удароопасности угольных пластов;

- методы прогноза ударной опасности горных пород;

- порядок проведения локального прогноза выбросоопасности угольных пластов;

- методы текущего прогноза выбросоопасности угольных пластов;

- порядок и методы прогноза выбросоопасности горных пород;

- методы и порядок проведения прогноза динамических разрушений пород почвы горных выработок;

- метод прогноза внезапных выдавливаний угля;

- метод прогноза динамических разрушений пород почвы с интенсивным газовыделением;

- порядок мониторинга массива горных пород;

- меры по предотвращению ДЯ;

- порядок и методы контроля эффективности мер по предотвращению ДЯ.

Приказ вступает в силу по истечении шестидесяти дней после его официального опубликования.

2) Минприроды России предлагает введение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

   Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предлагает введение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Согласно проекту юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, организуют и осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха в виде наблюдения за его состоянием и загрязнением.
Кроме того, на Правительство РФ предлагается возложить полномочия по определению порядка осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха как системы наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха и за происходящими в нем природными явлениями.

3) Обновлены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила ядерной безопасности критических стендов» (НП-008-16).

Приказ Ростехнадзора от 23.08.2016 № 348 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила ядерной безопасности критических стендов» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2016 № 44233) обновил федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила ядерной безопасности критических стендов» (НП-008-16).

Правила распространяются на проектируемые, сооружаемые и эксплуатируемые критические стенды и устанавливают требования к конструкции, характеристикам и условиям эксплуатации важных для безопасности систем и элементов критических стендов, а также организационные требования, направленные на обеспечение ядерной безопасности при проектировании, сооружении, вводе в эксплуатацию и эксплуатации критических стендов.

Признано утратившим силу Постановление Ростехнадзора от 31.12.2004 № 9, которым были утверждены ранее действовавшие Правила ядерной безопасности критических стендов.

4) Обновлены указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов».

Приказ Росстата от 01.11.2016 № 703 «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» обновил указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов».

Форму федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности, являющиеся потребителями топливно-энергетических ресурсов всех видов; предприятия-производители, топливоснабжающие и другие организации, занимающиеся реализацией топлива населению и другим юридическим и физическим лицам. Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

Указания вводятся в действие с января 2017 года.

Утратившим силу признан Приказ Росстата от 20.07.2009 № 146 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 11-ТЭР «Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)» и Приложения к форме № 11-ТЭР «Сведения об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов», № 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива и теплоэнергии, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов».

5) Минздрав России предлагает обновить порядок проведения обязательных медосмотров работников, занятых на вредных производствах.

Разработка проекта Приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников» вызвана необходимостью приведения действующего правового регулирования в этой сфере в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», наличием большого количества обращений граждан, работодателей и медицинских организаций, связанных с реализацией положений ныне действующего порядка.

Проектом устанавливаются:

- порядок проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников;

- общие медицинские противопоказания допуска к таким работам;

- перечень вредных или опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, дополнительное участие врачей-специалистов, лабораторных и клинико-функциональных исследований, а также дополнительных медицинских противопоказаний допуска к работе.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, регулирующий аналогичные правоотношения, предполагается признать утратившим силу.

6) Установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а также основания лишения статуса регионального оператора по обращению с ТКО.

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» установило порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а также основания лишения статуса регионального оператора по обращению с ТКО.

Правилами установлены, в частности:

- обязанности потребителей по складированию ТКО;

- обязанности регионального оператора по обращению с ТКО;

- обязанности оператора по обращению с ТКО в случае обнаружения места складирования ТКО объемом более 1 куб. м на земельном участке, не предназначенном для этих целей;

- обязанности собственников земельных участков по ликвидации обнаруженных мест несанкционированного складирования ТКО;

- порядок сбора отходов электронного оборудования;

- особенности договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО;

- требования к мусоровозам, предназначенным для транспортирования ТКО;

- порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;

- требования к договору об обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО;

- основания лишения лица статуса регионального оператора по обращению с ТКО;

- обязанности юридического лица, лишенного статуса регионального оператора по обращению с ТКО.

В приложении к Постановлению приведена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

7) Верховный Суд РФ признал незаконным запрет оснащения объектов с классом пожара «Е» воздушно-эмульсионными огнетушителями.

Решение Верховного Суда РФ от 17.10.2016 № АКПИ16-607 <О признании частично недействующим Приложения № 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 признало незаконным запрет оснащения объектов с классом пожара «Е» воздушно-эмульсионными огнетушителями.

Приложение № 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, устанавливает нормы обеспечения объектов ручными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций), которые не допускают оснащение объектов с классом пожара «Е» воздушно-эмульсионными огнетушителями.

Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения № 1 к Правилам в указанной части, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют законодательству, нарушают его права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Суд указал, что пожары классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на классы. В частности, к классу «Е» относятся пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением. Классификация пожаров по виду горючего материала необходима для обозначения области применения средств пожаротушения.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся, в том числе, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно приложению А Свода правил СП 9.13130.2009 разрешено применение воздушно-эмульсионных огнетушителей для тушения пожара класса «Е» при условии соблюдения требований по электробезопасности ГОСТ Р 51017 или ГОСТ Р 51057.

Между тем действующая редакция Правил противопожарного режима не допускает оснащение объектов с классом пожара «Е» воздушно-эмульсионными огнетушителями, что вызывает неоднозначное толкование и не соответствует общеправовому принципу правовой определенности.

Суд также указал, что доводы представителей административного ответчика о том, что в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 приложение № 1 к указанным Правилам изложено в новой редакции и права административного истца не нарушаются, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент рассмотрения дела данные изменения не вступили в силу.

Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

8) Минприроды России предложена форма отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I, II и III категорий, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Указанные лица обязаны представлять в уполномоченный орган отчет об организации и результатах проведения производственного экологического контроля.

Проектом предлагается форма такого отчета.

Предусматривается, что отчет будет включать 7 разделов: общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля; результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов; результаты производственного контроля в области обращения с отходами; результаты производственного контроля в области использования и охраны земель; результаты производственного контроля в области охраны и пользования недрами; результаты производственного контроля за состоянием животного и растительного мира.

Кроме того, проект содержит рекомендации по заполнению отчета в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

9) Проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку осуществляется при наличии печати у организации.

Приказ Минтруда России от 31.10.2016 № 589н «Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2016 № 44328) гласил, что проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку осуществляется при наличии печати у организации.

Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» была отменена обязанность для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ иметь печати. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе организации. В связи с этим проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку и в иных предусмотренных Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, осуществляется при наличии печати. Если у организации отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.

10) Если возможные повреждения гидротехнического сооружения не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких сооружений не проводится.

Постановление Правительства РФ от 09.11.2016 № 1149 «О внесении изменений в Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» сообщает, что если возможные повреждения гидротехнического сооружения не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких сооружений не проводится.

Уточнен порядок декларирования безопасности гидротехнического сооружения (ГТС).

В частности, указывается, что в случае если участниками обследования гидротехнического сооружения, предшествующего разработке декларации безопасности ГТС в отношении находящегося в эксплуатации или ликвидируемого ГТС, установлено, что возможные повреждения ГТС не приведут к возникновению ЧС, декларирование безопасности таких ГТС не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию ГТС не требуется.

В отношении деклараций безопасности проектируемых ГТС уточняется, что она разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) ГТС, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений о проектируемом ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

11) Росприроднадзором разъяснен порядок предоставления сведений об отходах в техническом отчете по обращению с отходами.

Письмо Росприроднадзора от 06.10.2016 № АА-03-03-32/20601 «О рассмотрении обращения» разъясняет порядок предоставления сведений об отходах в техническом отчете по обращению с отходами.

Сообщается, что в техническом отчете по обращению с отходами предоставляются сведения по всему перечню отходов, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение видов и документе о его утверждении.

Требования к структуре и сведениям, представляемым в техническом отчете по обращению с отходами, установлены Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349), согласно которым в разделе «Сведения о фактически образованных количествах отходов» приводятся данные о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта и фактические сводные сведения об образованных отходах по хозяйствующему субъекту в целом в табличном виде.

Также, согласно Методическим указаниям технический отчет по обращению с отходами составляется с целью подтверждения заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период.

12) Сообщения о нарушениях работодателями обязательных требований, приведших к неполной выплате в установленный срок зарплаты, являются основанием для проведения в отношении него внеплановой проверки в рамках госнадзора в сфере труда.

Постановление Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213 «О внесении изменения в пункт 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» гласит, что сообщения о нарушениях работодателями обязательных требований, приведших к неполной выплате в установленный срок зарплаты, являются основанием для проведения в отношении него внеплановой проверки в рамках госнадзора в сфере труда.

Уточнено, что основанием для проведения внеплановой проверки, в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

13) Определены правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» определяет соответствующие правиола.

Экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет его средств, или средств иных физических или юридических лиц, либо по направлению работодателя за его счет в порядке, установленном трудовым законодательством. Оплата указанных услуг производится на основании договора о возмездном оказании услуг.

Для прохождения экзамена соискатель представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя, в частности, заявление о проведении экзамена с указанием необходимой квалификации, копию паспорта и иные необходимые документы.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о процедурах его проведения.

Для информирования граждан и организаций о проведении экзамена на сайтах центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям, а также в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации размещаются следующие сведения и документы:

- наименования квалификаций и требования к квалификации на соответствие которым центр оценки квалификаций проводит оценку;

- сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;

- перечень документов, необходимых для прохождения экзамена по соответствующим квалификациям;

- комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения оценки;

- почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям;

- адреса мест проведения экзамена;

- образец заявления соискателя о проведении экзамена;

- настоящие Правила.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

14) Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории обязаны подать заявку о постановке таких объектов на государственный учет.

Письмо Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» поясняет, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории обязаны подать заявку о постановке таких объектов на государственный учет.

Росприроднадзором разъяснено, что вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. От исполнения указанной обязанности освобождены лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка объектов на государственный учет производится на основании заявки, подаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность. Таким образом, освобождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории, подтверждаемой выданным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельством о постановке на государственный учет этого объекта.

Кроме того, разъясняется, что при возврате внесенных в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду платежей компенсационные выплаты не предусмотрены.

15) Уточнено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1267 «О внесении изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" уточнило соответствующее Положение.

Определено, в частности, что обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны, организации информационного взаимодействия органов государственной власти всех уровней и организаций при решении задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в указанной области осуществляют:

- на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях;

- на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

16) Приняты новые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

На официальном портале правовой информации опубликован Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.10.2016 № 451 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах» (Зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2016 № 44481).

Дата опубликования – 30.11.2016.

Документ вступает в силу через полгода со дня опубликования.

На официальном портале правовой информации опубликован Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.10.2016 № 449 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы» (Зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2016 № 44480).

Дата опубликования – 30.11.2016.

Документ вступает в силу через полгода со дня опубликования.

На официальном портале правовой информации опубликован Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.10.2016 № 450 «О внесении изменений в некоторые приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, устанавливающие требования в области промышленной безопасности при добыче угля подземным способом» (Зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2016 № 44482).

Дата опубликования – 30.11.2016.

Документ вступает в силу через полгода со дня опубликования.

Мы сотрудничаем

Заказать консультацию
Наверх