Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Новости законодательства Российской Федерации (октябрь 2016г.)

1) Разъяснены требования к осуществлению контроля загрязнения атмосферного воздуха при обосновании санитарно-защитных зон.

Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2016 № 09-15453-16-16 «О контроле загрязнения атмосферного воздуха» разъясняет требования к осуществлению контроля загрязнения атмосферного воздуха при обосновании санитарно-защитных зон.

Указано, что для предприятий I, II, III классов опасности, а также неклассифицированных объектов, при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение не менее чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны.

Для предприятий IV и V классов опасности не предъявляется требование к разработке проекта санитарно-защитной зоны. Подтверждением соблюдения гигиенических требований на границе санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых территорий являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

Кроме того, разъясняется, что предъявляемые требования к количеству измерений относятся к контролю загрязнения атмосферного воздуха, но не физического воздействия на атмосферный воздух.

2) При осуществлении систематических лабораторных наблюдений за атмосферным воздухом фактор сезонности российским законодательством не регулируется.

Письмо Роспотребнадзора от 12.08.2016 № 01/10943-16-31 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что при осуществлении систематических лабораторных наблюдений за атмосферным воздухом фактор сезонности российским законодательством не регулируется.

Роспотребнадзор напоминает, что требования к проектированию, установлению и подтверждению размеров санитарно-защитных зон вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлены в СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Для предприятий I, II, III классов опасности, а также неклассифицированных объектов при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение не менее чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны.

Для предприятий IV и V классов опасности не предъявляется требование к разработке проекта санитарно-защитной зоны. Подтверждением соблюдения гигиенических требований на границе санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых территорий являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля. При этом осуществление контроля загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы».

3) На Минтруд России возложены полномочия по осуществлению мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

Постановление Правительства РФ от 18.10.2016 № 1060 «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» возлагает на Минтруд России полномочия по осуществлению мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

Кроме того, Минтруд России уполномочен утверждать, в числе прочего:

-  примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок его наделения полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, по определенному виду профессиональной деятельности;

-  форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форма заключения о прохождении профессионального экзамена;

-  требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации;

-  положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

- порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, перечень сведений, содержащихся в указанном реестре, и порядок доступа к ним;

-  порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

4) Утверждено типовое положение о системе управления охраной труда.

Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 № 44037) утвердил типовое положение.

Согласно Трудовому кодексу РФ система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее – СУОТ) разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя. Его требования обязательны для всех работников работодателя и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

Основой организации и функционирования системы является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

В положение включаются, в частности, следующие разделы:

-  политика работодателя в области охраны труда;

-  распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя;

-  процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья работников, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников и др.);

-  планирование мероприятий по реализации указанных процедур;

-  реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

-  управление документами СУОТ.

5) Обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности.

Письмо Минтруда России от 11.10.2016 № 15-2/ООГ-3609 «По вопросу обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» разъясняет требования к обучению по охране труда.

В этой связи организации, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны иметь документ, подтверждающий право осуществления образовательной деятельности (лицензию на осуществление образовательной деятельности, с указанием подвида дополнительного образования), выданный в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти.

Кроме того, Минтруд России разъясняет, что:

-  проведение инструктажей по охране труда является одной из форм обучения по охране труда (проведение инструктажей не может подменять другие виды и формы обучения, например, периодическую проверку знаний требований охраны труда);

-  все поступающие на работу в организацию лица, в том числе и внешние совместители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда вне зависимости от того, проходил ли работник обучение по охране труда в период работы в другом хозяйствующем субъекте;

-  проверка знаний требований охраны труда проводится после прохождения обучения по охране труда работниками организации в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

6) Проверить трудовой договор на его соответствие требованиям законодательства возможно на одноименном интернет-сервисе Роструда.

Информация Роструда от 19.10.2016 говорит о возможности проверки трудового договора на его соответствие требованиям законодательства возможно на одноименном интернет-сервисе Роструда.

Данный сервис «Проверь трудовой договор!» доступен на порталах Роструда «Работа в России» (https://trudvsem.ru) и «Онлайнинспекция.рф» (https://онлайнинспекция.рф).

Таким образом, на портале «Работа в России» соискатели вакансии могут проверить проект трудового договора, предлагаемого работодателем, а на портале «Онлайнинспекция.рф» работники, уже заключившие договор, могут проверить, соблюдены ли их трудовые права.

В случае выявления несоответствий работник вправе обратиться в государственную инспекцию труда через другой сервис портала – «Сообщить о проблеме».

7) Государственных инспекторов в области охраны окружающей среды предлагается наделить правом на обращение в суд в случае неисполнения выданных ими предписаний.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предлагает наделить государственных инспекторов в области охраны окружающей среды правом на обращение в суд в случае неисполнения выданных ими предписаний.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. В случае неисполнения ранее выданного предписания должностные лица органов государственного надзора проводят внеплановую проверку и повторно выдают предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. При этом выдача должностным лицом органа государственного надзора повторного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований не может являться гарантией устранения выявленного нарушения законодательства.

Проектом предлагается наделить должностных лиц органов государственного надзора правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае неустранения последствий выявленных нарушений требований в области охраны окружающей среды и природопользования.

8) Обновлены требования промышленной безопасности в отношении радиационных источников.

Приказ Ростехнадзора от 28.09.2016 № 405 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2016 № 44120) обновил требования промышленной безопасности в отношении радиационных источников.

Требования распространяются на комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества, в том числе в открытых или закрытых радионуклидных источниках, подлежащие учету в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Приказом устанавливаются, в частности, требования к обеспечению безопасности:

- при размещении, проектировании (конструировании), сооружении (изготовлении), вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации радиационных источников;

-  при подготовке к вводу в эксплуатацию и эксплуатации радиационных источников;

-  при выводе из эксплуатации радиационных источников;

-  в случае аварии.

Утратившим силу признан Приказ Ростехнадзора от 05.03.2011 № 104 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников».

9) Разъяснен вопрос о необходимости переоформления лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV классов опасности.

Письмо Росприроднадзора от 14.10.2016 № АА-03-03-36/21179 «О рассмотрении обращения» разъяснило вопрос о необходимости переоформления лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV классов опасности.

Сообщается, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 данного Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Лицензии, выданные в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежали переоформлению в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, и в настоящее время являются недействующими. Для осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо получение новой лицензии.

Возможность переоформления ранее выданных лицензий с иным наименованием предусмотрена ч. 6.1 ст. 22 Закона № 99-ФЗ, согласно которой лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном данной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

10) Установлена процедура осуществления Росгвардией федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК.

Постановление Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» установило процедуру осуществления Росгвардией федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК.

Мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов ТЭК на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер. Продолжительность проведения проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

Предусмотрены, в том числе:

-  порядок организации и проведения плановой, внеплановой, документарной и выездной проверок;

-  ограничения при проведении проверки, обязанности должностного лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки, порядок оформления ее результатов;

-  меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в отношении фактов нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, выявленных при проведении проверки;

-  условие о недействительности результатов проверки, проведенной с грубым нарушением утвержденных Правил.

11) В новой редакции изложен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011).

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.10.2016 № 119 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 825» излагает перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011).

Указанный технический регламент устанавливает на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

12) В новой редакции изложен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011).

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.10.2016 № 120 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 768» излагает перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011).

Указанный технический регламент распространяется на низковольтное оборудование, к которому относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

13) Росприроднадзором разъяснены отдельные вопросы, касающиеся постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» разъясняет отдельные вопросы, касающиеся постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Сообщается, в частности, что:

-  внесение в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено;

-  при размещении объекта на территории нескольких субъектов РФ заявка на включение объекта в реестр направляется в уполномоченный орган по месту размещения такого объекта по своему усмотрению, при этом в присвоенном объекту НВОС коде указывается код того субъекта РФ, где расположен орган, осуществивший постановку объекта на учет, а информация о фактическом местонахождении объекта НВОС указывается в реестре;

-  объекты НВОС могут быть отнесены к объектам III категории при превышении уровней воздействия на окружающую среду, установленных для объектов, относящихся к объектам IV категории;

-  офисы, школы, детские сады, административные здания, поликлиники, больницы могут быть отнесены к объектам НВОС III или IV категории либо не подлежать постановке на государственный кадастровый учет в зависимости от целей использования вод и наличия (отсутствия) локальных очистных сооружений;

-  образование, транспортирование и накопление отходов сами по себе не являются признаками отнесения объектов к категориям объектов НВОС;

-  если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует;

-  уведомление об отказе в постановке на учет объектов НВОС в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки направляется заявителю территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта РФ;

-  внесение в реестр заведомо недостоверной информации не допускается; факт обнаружения недостоверных сведений надлежит расценивать как отсутствие информации; при обнаружении технических ошибок целесообразно предложить заявителю в рабочем порядке представить доработанную заявку, а при обнаружении умышленного искажения данных необходимо принять меры по привлечению лиц, представивших заявку, к административной ответственности.

 

Мы сотрудничаем

Заказать консультацию
Наверх