Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Новости законодательства Российской Федерации (сентябрь 2016г.)

  1. Информация о выпуске нового программного продукта «ОЛИМПОКС:Редактор»

1) КГ «ТЕРМИКА» разработала новый программный продукт (ПП) для создания учебных курсов с использованием собственных методических материалов и тестовых заданий для проверки знаний «ОЛИМПОКС:Редактор».

ПП «ОЛИМПОКС:Редактор» предоставляет возможность самостоятельной разработки учебных курсов и инструктажей для последующего их использования в системах семейства «ОЛИМПОКС».

ПП «ОЛИМПОКС:Редактор» выпущен с целью замены приложения Microsoft InfoPath, которое в настоящий момент используется в продуктах семейства «ОЛИМПОКС» в целях разработки собственных учебных курсов.



  1. Обновление обучающих продуктов по промышленной безопасности

1) Выпущен новый учебный курс ПБ 1339.2 «Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтеводопроявлениях».

Учебный курс разбит на 4 темы с соответствующими методическими материалами и контрольными вопросами по каждой теме:

Тема 1. Основные причины ГНВП и открытых фонтанов.
Тема 2. Организационные требования по предупреждению ГНВП и открытых фонтанов.
Тема 3. Технико-технологические требования по предупреждению ГНВП и открытых фонтанов.
Тема 4. Первоочередные действия производственного персонала при возникновении ГНВП и открытых фонтанов.

В материалы для изучения включены следующие документы:

Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»;Инструкция по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве и ремонте скважин в нефтяной и газовой промышленности. РД 08-254-98.

2) Выпущен новый учебный курс ПБП 912.7 «Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций с медно-никелевыми производствами».

В учебном курсе 4 темы, в каждую из которых в виде особого модуля включен тексто-графический материал для быстрой подготовки к аттестации.      

Данный курс полностью соответствует курсу ПБ 912.7 «Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций с медно-никелевыми производствами».      

3) Выпущен новый учебный курс ПБП 1052.6 «Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих взрывные работы на открытых горных разработках и специальные взрывные работы».

В учебном курсе 5 тем, в каждую из которых в виде особого модуля включен тексто-графический материал для быстрой подготовки к аттестации.

Данный курс полностью соответствует курсу ПБ 1052.6 «Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих взрывные работы на открытых горных разработках и специальные взрывные работы».

4) Выпущен новый учебный курс ПБП 1051.6 «Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих взрывные работы в подземных выработках и на поверхности рудников (объектах горнорудной и нерудной промышленности), угольных и сланцевых шахт, опасных (не опасных) по газу или пыли, и специальные взрывные работы».

В учебном курсе 6 тем, в каждую из которых в виде особого модуля включен тексто-графический материал для быстрой подготовки к аттестации.

Данный курс полностью соответствует курсу ПБ 1051.6 «Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих взрывные работы в подземных выработках и на поверхности рудников (объектах горнорудной и нерудной промышленности), угольных и сланцевых шахт, опасных (не опасных) по газу или пыли, и специальные взрывные работы».



  1. Обновление обучающих продуктов по охране труда

1) Выпущен новый учебный курс OT_2151 «Обеспечение безопасности при выполнении земляных работ».

Курс предназначен для проведения инструктажей и обучения работников и специалистов промышленных организаций безопасным методам и приемам выполнения земляных работ.

В курсе сформулированы 11 основных правил безопасности. К каждому правилу приводятся требования СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» и Типовых инструкций по охране труда.



  1. Обновление обучающих продуктов по транспортной безопасности

1) Выпущен новый учебный курс ТБ 1334.1 «Обучение и проверка знаний водителей организаций».

Учебный курс разбит на 4 темы, содержит соответствующие методические материалы и контрольные вопросы по каждой теме:

Тема 1. Общие положения.
Тема 2. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Тема 3. Перевозка и размещение грузов на транспортных средствах.
Тема 4. Оказание первой помощи при ДТП.

В материалы для изучения включены следующие документы:

Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения»;Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ-027-2003)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (извлечения);Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (извлечения);Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;Приказ Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)»;Приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н «Об утверждении правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»;Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR);Методическое пособие по проведению ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций;Сборник инструкций для водителей по обеспечению безопасности движения;Типовая инструкция № 1 по охране труда для водителей автомобилей. ТОИ Р-200-01-95;Р 301265-0333-87. Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования автомобилей;Инструкция по охране труда для водителя лесовозного автопоезда;Оказание первой помощи пострадавшим при повреждении здоровья на производстве. Справочное пособие   М.: ЗАО «Термика», 2012, изд.4, испр., доп.

2) Выпущен новый учебный курс ТБ 1368.1 «Обучение и проверка знаний специалистов по организации эксплуатации автомобильного транспорта».

Учебный курс разбит на 4 темы с соответствующими методическими материалами и контрольными вопросами по каждой теме:

Тема 1. Общие положения.
Тема 2. Эксплуатация транспортных средств.
Тема 3. Перевозка опасных грузов.
Тема 4. Перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов.

В материалы для изучения включены следующие документы:

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (извлечения);Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (извлечения);Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (извлечения);Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (извлечения);Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств;Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;Приказ Минздравсоцразвития России от 04.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (извлечения);Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»;Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом;Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения»;Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»;Письмо Минздрава России и Минтранса России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей и транспортных средств»;Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ-027-2003);Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (извлечения);Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;Приказ Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957);Приказ Минтранс России от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории №, используемых для перевозки опасных грузов»;Приказ Минтранс России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»;Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»;Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ»;Приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза»;Приказ Минтранса России от 09.07.2012 № 202 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки»;ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка;Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. РД 3112199-0199-96 (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 08.02.1996);Приказ Минздрава России от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения №(алкогольного, наркотического или иного токсического)»;Приказ Минтранса России от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».



  1. Обновление обучающих продуктов «ОКС:Норматив»

В состав продукта дополнительно включен норматив:

00521 Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (Приказ Минтруда № 310н от 23.06.2016 г).



  1. Новости законодательства Российской Федерации

1) Актуализирован раздел II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора П-01-01-2016.

Приказ Ростехнадзора от 09.09.2016 № 378 «Об утверждении раздела II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2016)» актуализировал указанный раздел.

Актуализирован раздел II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора П-01-01-2016.

Раздел II Перечня представляет собой справочный сборник, предназначенный для информирования работников Ростехнадзора, других федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о нормативных правовых актах и нормативных документах, используемых для регулирования деятельности при использовании атомной энергии.

Признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2013 г. № 385 «Об утверждении и введении в действие раздела II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2013)».

2) Уточнен порядок определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии   гидроэлектростанций к объектам сетевого хозяйства.

Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 № 919 «Об определении платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии   гидроэлектростанций к объектам электросетевого хозяйства» уточнило порядок определения платы.

Установлено, что в состав платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций объектов по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых не заключены договоры о предоставлении мощности на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и сооружение которых осуществляется в соответствии с инвестиционными соглашениями о совместном финансировании инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и средств коммерческих организаций, не включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов сетевых организаций, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, и расходов на строительство (проектирование) объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до существующих объектов по производству электрической энергии.

ФАС России поручено в трехмесячный срок пересмотреть плату за технологическое присоединение в отношении указанных объектов.

3) Акты ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации узла учета тепловой энергии могут быть составлены в произвольной форме, но должны содержать определенную информацию.

В Письме Минстроя России от 10.05.2016 № 13855-ОД/04 «По вопросу формы акты ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии» указано, что акты ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации узла учета тепловой энергии могут быть составлены в произвольной форме, но должны содержать определенную информацию.

Разъясняется, что Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7 были утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, в частности, унифицированная форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств». С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Кроме того, «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные Приказом Минтопэнерго России от 12.09.1995 № Вк-4936, содержащие утвержденные формы актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, также утратили силу.

В настоящее время отсутствует утвержденная форма акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, следовательно, акт может быть составлен в любом удобном для использования виде и содержать следующую информацию:

дату проведения освидетельствования оборудования узла учета и принятия положительного решения о вводе в эксплуатацию;место проведения (адрес) обследования;описание и характеристика условий эксплуатации;иные примечания и особые отметки.

Акт является неотъемлемой частью договора или контракта на поставку, монтаж, пусконаладку узла учета тепловой энергии. Кроме специальных параметров и показателей, имеющих значение для бесперебойной работы узла учета тепловой энергии, документ может содержать информацию о правилах безопасной эксплуатации, соответствии пожарным и санитарным нормам, правилам охраны труда.

Акт вывода из эксплуатации узла учета тепловой энергии также может быть составлен в произвольной форме с учетом данных выше комментариев.

4) Установлена предельно допустимая концентрация тетраметилтетразена (ТМТ) в воздухе рабочей зоны.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.08.2016 № 148 «Об утверждении гигиенического норматива ГН 2.2.5.3397-16» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2016 № 43649).

Гигиенический норматив действует на всей территории РФ, предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, с обеспечением контроля за качеством производственной среды, профилактикой неблагоприятного воздействия тетраметилтетразена на здоровье работников, а также для органов, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Гигиенический норматив установлен на основании комплексных токсиколого-гигиенических и эпидемиологических исследований с учетом международного опыта.

5) Обновлены формы, сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Приказ ФАС России от 14.07.2016 № 935/16 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2016 № 43625).

Утверждены, в частности, формы раскрытия информации:

о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов, поступивших от юридических и физических лиц;о типовых условиях публичных договоров оказания регулируемых услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов субъектами естественных монополий и (или) подключению (присоединению) к магистральному трубопроводу;о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (присоединение) к магистральному трубопроводу.

Даны указания по заполнению утвержденных форм.

Признаны утратившими силу приказ ФАС России от 28.01.2011 № 40 и приказ ФСТ России от 19.01.2011 № 11-э, регулирующие аналогичные правоотношения.

Письмо Минстроя России от 05.09.2016 № 31617-ОГ/08 «О порядке применения национальных стандартов и сводов правил при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений».

6) Минстроем России разъяснен ряд вопросов, связанных с применением нормативно-технических документов в сфере строительства.

Письмо Минстроя России от 05.09.2016 № 31617-ОГ/08 «О порядке применения национальных стандартов и сводов правил при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений» разъяснило ряд вопросов, связанных с применением нормативно-технических документов в сфере строительства.

Указано, что согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни. Правительством РФ утверждены Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Перечень № 1650).

При этом применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 1650, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

При этом лицо, осуществляющее оценку соответствия (органы государственной и негосударственной экспертизы), вправе потребовать доказательства, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».

7) Минздравом России предлагается обновить перечни вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» предлагает обновить перечни вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Проект подготовлен с целью совершенствования определения вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, которым в настоящее время регулируются данные правоотношения, предлагается признать утратившим силу.

8) Установлены предельно допустимые нормы концентрации аммония перхлората в воздушном и водном пространстве.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2016 № 152 «Об утверждении гигиенического норматива ГН 2.1.6.3400-16» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2016 № 43719) установило предельно допустимая концентрация аммония перхлората в атмосферном воздухе населенных мест.

Гигиенический норматив предназначен для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, с контролем качества окружающей среды и профилактикой неблагоприятного воздействия аммония перхлората на здоровье населения, а также для органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2016 № 153 «Об утверждении гигиенического норматива ГН 2.2.5.3399-16» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2016 № 43720) установило предельно допустимая концентрация аммония перхлората в воздухе рабочей зоны.

Гигиенический норматив действует на всей территории РФ и предназначен для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, с обеспечением контроля за качеством производственной среды, профилактикой неблагоприятного воздействия аммония перхлората на здоровье работников, а также органов, уполномоченных на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.08.2016 № 147 «Об утверждении гигиенического норматива ГН 2.1.5.3396-16» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2016 № 43682) установило предельно допустимая концентрация аммония перхлората в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

Гигиенический норматив действует на всей территории РФ и предназначен для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих контроль за качеством производственной и окружающей среды и профилактикой неблагоприятного воздействия на здоровье работающих и населения, а также для органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Утратившим силу признан пункт 105 таблицы главы II ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 78, которым ранее устанавливалась предельно допустимая концентрация указанного вещества.

9) Регламентирован порядок рассмотрения Минтрудом России разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Приказ Минтруда России от 08.07.2016 № 350н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2016 № 43706) регламентировал порядок рассмотрения Минтрудом России разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труд.

Заявителями на получение данной государственной услуги являются работники, профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, работодатели, их объединения, страховщики, а также организации, проводившие специальную оценку условий труда, несогласные с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Результатом предоставления государственной услуги является заключение о рассмотрении разногласий (несогласия), обязательное к исполнению всеми сторонами разногласия (несогласия).

Для получения государственной услуги заявитель представляет в Минтруд соответствующее заявление, в котором указываются, в частности, доводы, на основании которых заявитель не согласен с заключением государственной экспертизы. Заявление представляется с прилагаемыми к нему документами на бумажном носителе лично или направляется почтовым отправлением, либо в форме электронного документа.

Срок предоставления государственной услуги не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации в Министерстве заявления. Срок может быть продлен до 90 рабочих дней в отдельных случаях.

10) Правительством РФ даны поручения профильным ведомствам по подготовке до 1 декабря 2016 года поправок в законодательство о трудовых отношениях.

По информации Правительства РФ от 21.09.2016 «О решениях по итогам совещания об охране труда и трудовых отношениях» были даны поручения профильным ведомствам по подготовке до 1 декабря 2016 года поправок в законодательство о трудовых отношениях.

Председателем Правительства РФ 9 сентября 2016 года проведено совещание, по итогам которого ряду федеральных ведомств необходимо представить в Правительство РФ свои предложения, в числе прочего:

о внесении изменений в законодательство об обязательном социальном страховании, направленных на усиление роли профилактики страховых случаев в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и развитие системы комплексной реабилитации пострадавших на производстве с дифференциацией периодов ее проведения для восстановления трудоспособности и возвращения к труду;по порядку выплаты компенсации работнику в случае утраты заработной платы, причитающейся работнику, но не выплаченной работодателем, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), в случае недостаточности конкурсной массы.

Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Федерацией независимых профсоюзов России и Российским союзом промышленников и предпринимателей поручено проработать вопрос о механизмах мотивирования работодателями работников к формированию здорового образа жизни.

11) Правительство РФ предлагает оптимизировать систему надзора в области пожарной безопасности.

По проекту Федерального закона № 1177587-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» Правительство РФ предлагает оптимизировать систему надзора в области пожарной безопасности.

Проектом, в частности, предусматривается:

наделить полномочиями по осуществлению федерального государственного пожарного надзора федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность на объектах обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации;отнести к органам государственного пожарного надзора территориальные и объектовые подразделения федеральной противопожарной службы;предусмотреть проверки соблюдения требований пожарной безопасности территорий (земельных участков) при проведении мероприятий по контролю;осуществлять проверки объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), применяя риск-ориентированный подход;разграничить полномочия федеральных органов государственной власти (МЧС России и Ростехнадзор) по осуществлению государственного пожарного надзора (при проведении подземных горных работ на опасных производственных объектах).

Кроме того, предполагается ужесточить административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установить административную ответственность экспертов в области оценки пожарного риска за нарушение порядка оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска, а также за заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска.

Статью 23.34 КоАП РФ «Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор» предлагается дополнить положениями о праве государственных инспекторов по пожарному надзору федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации рассматривать дела об административных правонарушениях.

12) Обновлена процедура рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Приказ Минтруда России от 08.09.2016 № 501н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2016 № 43843) обновил процедуру рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Для рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия заявителей с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда заявителем подается заявление в Минтруда России.

По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профсоюзов, работодателей, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Предусмотрены срок рассмотрения заявления и основания для отказа в его рассмотрении.

По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.

В случае удовлетворения заявления в заключении указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 22.09.2014 № 652н, регулирующий аналогичные правоотношения.

13) Минприроды России предложен перечень видов отходов, содержащих полезные компоненты, захоронение которых планируется запретить.

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» предлагает перечень видов отходов, содержащих полезные компоненты, захоронение которых планируется запретить.

Данные виды отходов могут рассматриваться в качестве вторичных материальных ресурсов, пригодных в соответствующих условиях и наличии мощностей к утилизации в целях получения продуктов, и имеют спрос на рынке.

Согласно проекту, в указанный перечень включены:

лом и отходы черных металлов (предполагаемое начало действия запрета на захоронение   с 01.01.2017);лом и отходы, содержащие цветные металлы (с 01.01.2017);отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть (с 01.01.2017);отходы бумаги и картона (с 01.01.2018);отходы шин, покрышек, камер автомобильных (с 01.01.2018);отходы продукции из термопластов (в части упаковки) (с 01.01.2018);отходы стекла и изделий из стекла (в части упаковки) (с 01.01.2018);оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства (с 01.01.2020);оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (с 01.01.2020);отходы несортированные, включающие вышеуказанные (с 01.01.2024).

Введение запрета предполагает осуществление стопроцентного сбора и удаления отходов иными способами, нежели захоронение.

14) Минприроды России предлагает порядок действий при проведении работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» предлагает Минприроды России порядок действий при проведении работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Согласно проекту, работы по ликвидации накопленного вреда включают в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда, контроль и приемку выполненных работ.

Срок согласования проектов работ по ликвидации накопленного вреда не должен превышать 30 рабочих дней с даты их поступления на согласование в орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Приемка работ по ликвидации накопленного вреда осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты поступления в орган государственной власти, орган местного самоуправления от исполнителя контракта акта о приемке работ.

К акту о приемке работ предлагается прилагать следующие материалы:

пояснительную записку о проведенных работах по ликвидации накопленного вреда;копии договоров с подрядными и проектными организациями, в случае если работы были выполнены такими организациями полностью или частично, акты приемки выполненных работ по договору;финансовые документы, подтверждающие проведение работ, закупку материалов, оборудования, материально-технических средств;данные о фактическом состоянии окружающей среды, в том числе достигнутых значениях физических, химических, биологических и иных показателей и (или) их совокупности на территории (акватории) объекта накопленного вреда;иные документы, подтверждающие выполнение работ по ликвидации накопленного вреда.

Предусматривается, что орган власти, заключивший государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ по ликвидации накопленного вреда, вправе контролировать ход работ по ликвидации накопленного вреда.

15) Установлены требования по обеспечению безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры.

Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» установило требования по обеспечению безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры.

В частности, регламентированы обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры I, II, III, IV категории, определены правила допуска на объекты транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Кроме того, внесены поправки в «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280. В частности, дополнительным лицензионным требованием будет являться соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности». Также изменения касаются перечня документов, необходимых для получения лицензии, и содержания заявления о переоформлении лицензии при намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности.

16) На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор и траву, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» гласит, что на землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор и траву, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления.

Такое положение установлено в соответствии с новыми поправками, внесенными в Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

Кроме того, запрещено изменять (без проведения экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий.
Определено, что:

транспаранты и баннеры должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен. Транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, должны выполняться из негорючих или трудногорючих материалов. Их размещение не должно ограничивать проветривание лестничных клеток, а также других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений от дыма и продуктов горения при пожаре. Прокладка в пространстве воздушного зазора навесных фасадных систем открытым способом электрических кабелей и проводов не допускается;лом и отходы, содержащие цветные металлы (с 01.01.2017);водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения;временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

Постановление вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования.

17) Скорректирован перечень органов государственного пожарного надзора.

Постановление Правительства РФ от 21.09.2016 № 949 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» скорректировало перечень органов государственного пожарного надзора.

Уточнено, в частности, что органами государственного пожарного надзора являются, в том числе:

объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Установлено, что главные государственные инспекторы территориальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пунктах 9 и 10 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

18) Утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правила их обязательной сертификации.

Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» утвердило соответствующие требования.

Согласно закону о транспортной безопасности в установленных случаях в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других предметов, в отношении которых установлены ограничения, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода в зону транспортной безопасности.

Новым постановлением Правительства РФ установлены требования к функциональным свойствам технических систем обеспечения транспортной безопасности, в частности, к средствам сигнализации, контроля доступа, досмотра, интеллектуального видеонаблюдения, видеозаписи, аудиозаписи, оповещения, связи, приема и передачи информации, сбора и обработки информации.

Определено также, что обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют:

ФСБ России   в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;МВД России   в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;МЧС России   в отношении технических средств оповещения;Россвязь   в отношении средств связи, приема и передачи информации;Минтранс России   в отношении систем сбора и обработки информации.

Постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

19) Росприроднадзор разъясняет порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» разъясняет порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Разъясняется, что к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) IV категории, относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории. К объектам IV категории при этом относятся объекты, которые оказывают меньшее по сравнению с объектами III категории негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, при отсутствии сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствии сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и при отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

20) Минтранс России предлагает в обязательном порядке оснащать аппаратурой спутниковой навигации колесные транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения.

Проект Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предлагает в обязательном порядке оснащать аппаратурой спутниковой навигации колесные транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения.

Проектом предусматривается обязать водителей:

оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию и хранение информации о режиме труда и отдыха водителей, текущем местоположении, направлении, скорости и маршруте движения транспортных средств, формируемой с использованием сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, а также передачу этой информации в зашифрованном и некорректируемом виде с использованием системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;оснащать колесные транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, аппаратурой спутниковой навигации, позволяющей осуществлять в некорректируемом виде регистрацию, хранение и передачу информации о текущем местоположении, направлении, скорости и маршруте движения указанных транспортных средств, формируемой на основе использования сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, с использованием системы «ЭРА-ГЛОНАСС», если указанные транспортные средства не подлежат оснащению тахографами;передавать в подведомственные организации Минтранса России сведения о принадлежащих им транспортных средствах, оснащенных тахографами или аппаратурой спутниковой навигации, сведения о тахографах или аппаратуре спутниковой навигации, информацию о режиме труда и отдыха водителей, зарегистрированную тахографами, информацию о текущем местоположении, направлении, скорости и маршруте движения, зарегистрированную тахографами или аппаратурой спутниковой навигации, с использованием системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Кроме того, устанавливается административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей за непредставление сведений о транспортных средствах, оснащенных тахографами или аппаратурой спутниковой навигации, сведений о тахографах или аппаратуре спутниковой навигации, которыми оснащены транспортные средства, информации, зарегистрированной тахографами или аппаратурой спутниковой навигации.

21) Минтруд России предлагает использовать риск-ориентированный подход при проведении проверок работодателей.

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предлагает использовать риск-ориентированный подход при проведении проверок работодателей.

Проектом, в частности, регламентируется:

порядок отнесения работодателей к категории риска, в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, иные права и законные интересы работников), порядок принятия решения об изменении категории риска на более высокую или более низкую;периодичность проведения плановых проверок работодателей в зависимости от категории риска   для категории чрезвычайно высокого риска   один раз в календарном году, высокого риска   один раз в 2 года, значительного риска   один раз в 3 года, среднего риска   не чаще чем один раз в 4 года, умеренного риска   не чаще чем один раз в 5 лет (в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся);порядок ведения Рострудом перечня работодателей, которым присвоены категории риска.

Мы сотрудничаем

Заказать консультацию
Наверх