Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Новости законодательства Российской Федерации (август 2017г.)

1) Деятельность профессиональных спасательных служб и формирований будет регламентироваться Правительством РФ.

Федеральным законом от 18.07.2017 № 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, выполняющие горноспасательные работы, будут создаваться решениями Правительства РФ по представлению МЧС России.

Правительство РФ также уполномочено устанавливать порядок деятельности, задачи, функции и полномочия таких служб и формирований, требования к их составу, структуре, комплектованию, оснащенности и постоянной готовности, условия их размещения, несения дежурства спасателями и порядок расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ.

Уточнено также, что профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования в организациях, занимающихся видом деятельности, при осуществлении которого предусмотрено их обязательное наличие, создаются руководством таких организаций по согласованию с территориальными органами МЧС России.

Порядок регистрации таких служб и формирований будет устанавливать МЧС России.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. 

2) Ростехнадзор внес изменения в Административный регламент исполнения функций по осуществлению федерального государственного энергетического надзора.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.06.2017 № 214 внесены изменения в Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 января 2015 г. № 38.

Зарегистрирован в Минюсте России 17.07.2017 № 47430. Дата опубликования - 18 июля 2017 года. 

3) Минприроды России внес изменения в Административный регламент предоставления госуслуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых.

Приказом Минприроды России от 11.05.2017 № 225 внесены изменения в Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 53.

Зарегистрирован в Минюсте России 17.07.2017 № 47434. Дата опубликования - 18 июля 2017 года. 

 

4) Установлен порядок осуществления МЧС России проверок с применением риск-ориентированного подхода.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2017 № 864 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля.

Риск-ориентированный подход будет применяться МЧС России при проведении плановых проверок в рамках государственного надзора в области гражданской обороны и в рамках государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Устанавливается, что при проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках указанных видов надзора должностные лица обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые содержат перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

В целях применения риск-ориентированного подхода Постановлением утверждаются критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения лицом установленных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. 

5) Споры между страховщиками о возмещении расходов на выплату страхового возмещения по ПВУ будут рассматриваться профессиональной комиссией.

Федеральным законом от 26.07.2017 № 197-ФЗ внесены изменения в статьи 14.1 и 24 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Установлено, что при возникновении спора о возмещении страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в счет страхового возмещения вреда, возмещенного страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, такой спор рассматривается комиссией, образованной профессиональным объединением страховщиков. Спор подлежит рассмотрению в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления в комиссию заявления страховщика. В случае несогласия страховщика с решением комиссии или непринятия комиссией решения в установленный срок спор рассматривается арбитражным судом по исковому заявлению страховщика.

Арбитражные суды будут разрешать споры между страховщиками только при соблюдении ими установленного досудебного порядка.

 

6) В Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся формирования сметных нормативов строительства.

Федеральным законом от 26.07.2017 № 191-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом, в частности:

- закрепляется единая формулировка названия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере строительства, архитектуры и градостроительства;

- уточняется и дополняется содержащийся в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятийный аппарат в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности;

- органы государственной власти РФ наделяются полномочиями по установлению порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, классификатора строительных ресурсов, утверждению укрупненных нормативов цены строительства и другими полномочиями в сфере ценообразования и сметного нормирования;

- устанавливается порядок применения сметных нормативов, укрупненных нормативов цены строительства, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном до 3 июля 2016 года;

- органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются полномочиями по заключению договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и по принятию решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. 

7) Право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования будет предоставляться без проведения конкурсов и аукционов.

Федеральным законом от 26.07.2017 № 188-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части упрощения порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Пользователями таких участков могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры в соответствии с Федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Участки недр будут предоставляться на срок выполнения соответствующих работ.

Общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на таких участках недр, могут использоваться только в объеме и для целей выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. 

8) Уточнен порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями без проведения аукциона.

Федеральным законом от 26.07.2017 № 208-ФЗ внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в Водный кодекс РФ, право пользования поверхностными водными объектами (их частями) предоставляется без проведения аукциона в случаях:

забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с положениями Водного кодекса РФ;производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;использования преимущественного права водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок;использования водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта в соответствии с законодательством РФ в области внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания и законодательства о морских портах;использования водных объектов для лечебных и оздоровительных целей;использования водных объектов для рекреационных целей.

Кроме того, устанавливается, что использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ без предоставления водных объектов в пользование. 

9) С 1 января 2018 года все заключения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства будут вноситься в специальный государственный реестр.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2017 № 878 определен порядок формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.

В реестр будут включаться сведения:

-  о заключениях экспертизы;

- о представленной для проведения экспертизы проектной документации, о проектной документации повторного использования, в том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования;

- о представленных для проведения экспертизы результатах инженерных изысканий.

В подраздел, касающийся заключения экспертизы, включаются, в том числе, сведения:

- о форме экспертизы (государственная или негосударственная);

- об объекте экспертизы (проектная документация, результаты инженерных изысканий);

- о результате проведенной экспертизы (положительное или отрицательное заключение);

- об экспертной организации; об экспертах, подписавших заключение; о лице, утвердившем заключение.

Создание, развитие и ввод в эксплуатацию государственной информационной системы «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» осуществляет Минстрой России.

Ведение реестра, в том числе включение в реестр (исключение из реестра) сведений, осуществляет Минстрой России или определенное им подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение (оператор). 

10) С 1 сентября 2017 года внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, приостановление действия его положений или признание их утратившими силу будет осуществляться отдельными федеральными законами.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 255-ФЗ внесены изменения в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Положения, предусматривающие внесение изменений в ТК РФ, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты РФ, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

11) Урегулировано взаимодействие ФСС РФ, органов внутренних дел и следственных органов при выявлении фактов уклонения от уплаты страховых взносов на «травматизм».

Федеральным законом от 29.07.2017 № 272-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции».

Территориальные органы ФСС РФ обязаны направить соответствующие материалы дела в следственные органы, если плательщик в течение двух месяцев со дня установленного срока не исполнил требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, размер которой позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

Законом вносятся изменения в Федеральный закон «О полиции», в соответствии с которыми на полицию возлагается обязанность направлять материалы в налоговые органы либо органы ФСС РФ для принятия по ним решения в случаях, отнесенных к их полномочиям, а также участвовать в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов ФСС РФ.

12) В Водном кодексе РФ закреплены положения о мерах по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от затопления, разрушения берегов водных объектов и другого негативного воздействия вод.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 261-ФЗ внесены изменения в статьи 60 и 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

Определено, что меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включают в себя:

- предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;

- ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

- противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

В целях строительства сооружений инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном земельным законодательством и гражданским законодательством.

Установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. 

13) Установлен порядок осуществления Росприроднадзором плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

Согласно Постановлению, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ) с применением риск-ориентированного подхода.

Периодичность проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзором на основании установленных критериев риска.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к категориям чрезвычайно высокого; высокого; значительного; среднего; умеренного; низкого риска в зависимости от категории негативного воздействия на окружающую среду, к которой отнесен объект надзора; виду деятельности, осуществляемой на объекте надзора; места размещения объекта государственного надзора; наличия постановлений о назначении административного наказания (кроме предупреждения) за экологические правонарушения, наличия обвинительного приговора суда за экологические преступления; наличия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.

Периодичность проведения плановых проверок в отношении объектов государственного надзора определяется в зависимости от категории риска, присвоенной такому объекту, и осуществляется в отношении объектов:

- категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;

- категории высокого риска - 1 раз в 2 года;

- категории значительного риска - 1 раз в 3 года;

- категории среднего риска - 1 раз в 4 года;

- категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. 

14) Введена идентификация объектов противопожарной защиты.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 244-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Идентификация объектов защиты (здания, сооружения производственного объекта) производится путем установления их соответствия следующим существенным признакам:

- класс функциональной пожарной опасности;

- степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;

- категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов). Объекты культурного наследия религиозного назначения выделяются в новый класс функциональной пожарной опасности - ФЗ.7. Для таких объектов предусматриваются специальные требования пожарной безопасности, учитывающие необходимость сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения.

Кроме того:

- устанавливается требование о проведении идентификации объектов защиты по пожарной и взрывопожарной опасности;

- предусматривается возможность осуществления идентификации органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;

- исключается положение о запрете уменьшения противопожарных расстояний между жилыми, общественными зданиями, детскими и спортивными площадками при условии сооружения противопожарных преград

Мы сотрудничаем

Заказать консультацию
Наверх