Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Новости законодательства Российской Федерации (май 2017г.)

1) Установлены требования к организационным и техническим мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок.

Приказ Ростехнадзора от 04.04.2017 № 108 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2017 № 46597) установил требования к организационным и техническим мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок.

Правилами, в частности, установлены:

  • общие требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок;
  • требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации исследовательской ядерной установки, реализуемые на этапах размещения, проектирования, сооружения и эксплуатации;
  • программа вывода из эксплуатации исследовательской ядерной установки;
  • комплексное инженерное и радиационное обследование исследовательской ядерной установки;
  • требования к проектной документации вывода из эксплуатации исследовательской ядерной установки;
  • требования к отчету по обоснованию безопасности работ по выводу из эксплуатации исследовательской ядерной установки;
  • требования к обеспечению безопасности при проведении работ по выводу из эксплуатации исследовательской ядерной установки.

В приложениях к Приказу приводятся:

  • требования к порядку формирования и содержанию базы данных по выводу из эксплуатации исследовательской ядерной установки;
  • требования к структуре и содержанию программы вывода из эксплуатации исследовательской ядерной установки;
  • требования к структуре и содержанию программы комплексного инженерного и радиационного обследования исследовательской ядерной установки;
  • требования к структуре и содержанию отчета по обоснованию безопасного вывода из эксплуатации исследовательской ядерной установки.

2) МЧС России утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС.

Приказ МЧС России от 14.04.2017 № 171 «Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утвердил соответствующий перечень.

В установленный перечень включены федеральные законы; Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти по областям:

  • гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в области пожарной безопасности.

3) С 1 июля 2017 года вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

«ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст) с 1 июля 2017 года вводится в действие взамен ГОСТ Р 6.30-2003.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 распространяется на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др. Стандарт определяет состав реквизитов документа, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий; виды бланков, состав реквизитов бланков, схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов. Положения настоящего Стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

Согласно статье 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством РФ. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

4) Президентом РФ утверждена стратегия, направленная на формирование в России общества знаний.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» утвердил соответствующую стратегию.

Целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора.

Предполагается, что формирование информационного пространства знаний будет осуществляться путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием сети «Интернет») форм распространения знаний.

Правительством РФ будет установлен перечень показателей реализации Стратегии и значения этих показателей, отражающих:

  • оценку развития информационных и коммуникационных технологий в РФ;
  • оценку развития информационного общества в РФ;
  • параметры формирования цифровой экономики, оценку ее влияния на темпы роста валового внутреннего продукта РФ;
  • состояние перехода к использованию организациями наукоемких технологий.

Этапы реализации Стратегии будут определяться в плане ее реализации, разрабатываемом и утверждаемом Правительством РФ.

5) Принят закон, усиливающий административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Документом, в частности, вводится административная ответственность:

  • за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);
  • в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в том числе на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Кроме того, предусматривается, в числе прочего:

  • введение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
  • осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, указанными федеральными органами исполнительной власти;
  • осуществление проверки объектов защиты и/или территорий (земельных участков) с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), если оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.

6) При определении класса опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, необходимо использовать утвержденные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха.

Письмо Росприроднадзора от 26.04.2017 № АС-09-01-36/8824 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам IV категории» гласит, что при определении класса опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, необходимо использовать утвержденные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха.

Росприроднадзором направлена для использования в работе позиция Минприроды России по вопросу применения подпункта «а» пункта 6 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в части определения класса опасности загрязняющих веществ в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно указанному пункту, одним из критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ.

По мнению Минприроды России, в целях определения класса опасности загрязняющих веществ для применения указанных положений необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, предусматривающие классы опасности для загрязняющих веществ, в том числе «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» ГН 2.1.6.1338-03», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114.

7) Минтрансом России предлагаются единые правовые основы регулирования отношений, возникающих в сфере прямых смешанных (комбинированных) перевозок.

Проект Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» предлагает единые правовые основы регулирования отношений, возникающих в сфере прямых смешанных (комбинированных) перевозок.

Проектом регламентируются, в частности:

  • понятийный аппарат;
  • требования к транспортным организациям, участвующим в осуществлении прямых смешанных перевозок, а также к транспортным и другим техническим средствам, применяемым при осуществлении таких перевозок;
  • порядок заключения соглашения об организации прямого смешанного сообщения, его существенные условия;
  • положения об ответственности транспортных организаций по обязательствам, связанным с перевозкой грузов или багажа в прямом смешанном сообщении, порядок предъявления претензий и исков;
  • обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности.

Предлагается признать утратившим силу порядок осуществления перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предусмотренный Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ.

8) Установлены требования к содержанию и порядку разработки отчета по обоснованию безопасности блока атомной станции с реактором типа ВВЭР.

Приказ Ростехнадзора от 13.02.2017 № 53 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности блока атомной станции с реактором типа ВВЭР» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 № 46663) установил соответствующие нормы.

Информация, содержащаяся в отчете, должна подтверждать соответствие блока АС требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также установленным в проектной документации АС критериям и принципам обеспечения безопасности АС. Если в отчете вместо представления информации в соответствии с утвержденными Требованиями приводятся ссылки на документы, где содержится недостающая информация, то данные документы должны представляться совместно с отчетом. Иные документы, на которые имеются ссылки в отчете, представляются по запросу уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Отчет должен состоять из раздела «Введение» и 18 глав (в том числе «Общее описание АС», «Характеристика района и площадки АС», «Общие положения проектирования зданий, сооружений, систем и элементов АС», «Реактор» и т.д.). В приложениях к Требованиям приведено содержание раздела «Введение» и глав.

9) Направить работнику расчетный листок, содержащий информацию о составных частях заработной платы, можно посредством электронной почты.

Письмо Минтруда от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560 «Об электронных расчетных листках» гласит, что направить работнику расчетный листок, содержащий информацию о составных частях заработной платы, можно посредством электронной почты.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника, в том числе: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, о размерах иных начисленных сумм (отпускные, компенсации за нарушение сроков выплаты зарплаты и пр.), о размерах удержаний и общей денежной сумме, подлежащей выплате работнику.

В Трудовом кодексе РФ установлено, что форма расчетного листка утверждается работодателем. При этом порядок его направления не регламентируется.

В этой связи Минтрудом России сделан вывод о возможности направления работнику расчетного листка в электронной форме, при условии закрепления соответствующего порядка в локальных нормативных документах работодателя.

10) С 1 июля 2017 года с письменного согласия пациента листок нетрудоспособности будет выдаваться в форме электронного документа.

Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит, что с 1 июля 2017 года с письменного согласия пациента листок нетрудоспособности будет выдаваться в форме электронного документа.

Согласно принятому закону назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа.

Установлено также, что для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места работы у другого страхователя, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку о сумме заработка и документы, подтверждающие страховой стаж.

11) Обновлены государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ, связанных с использованием ряда вредных или опасных химических веществ и материалов.

Приказ Минтруда России от 19.04.2017 № 371н «Об утверждении Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2017 № 46835) обновил государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ, связанных с использованием ряда вредных или опасных химических веществ и материалов.

Утвержденные правила предусматривают правила по охране труда при организации и осуществлении основных производственных процессов и работ, связанных с использованием неорганических кислот и щелочей, ртути, пластмасс, эпоксидных смол и материалов на их основе, канцерогенных и вызывающих мутацию химических веществ, бензола, жидкого азота.

Приказом предусматриваются требования охраны труда при организации осуществления производственных процессов (выполнения работ), связанных с использованием химических веществ; требования охраны труда, предъявляемые к производственным подразделениям, размещению технологического оборудования и организации рабочих мест; требования охраны труда при транспортировании (перемещении) химических веществ; требования охраны труда при хранении химических веществ, а также требования охраны труда при осуществлении производственных процессов, связанных c:

  • использованием химических веществ и эксплуатацией технологического оборудования;
  • использованием неорганических кислот, щелочей и других едких веществ;
  • применением ртути;
  • переработкой пластмасс;
  • использованием эпоксидных смол и материалов на их основе;
  • использованием канцерогенных веществ или веществ, вызывающих мутацию (мутагенов);
  • использованием бензола;
  • использованием жидкого азота.

В приложении к Приказу приведен рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования. Утратившими силу признаются Постановления Минтруда России от 14.08.2002 № 56 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при работе с эпоксидными смолами и материалами на их основе» и от 02.06.2003 № 30 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при переработке пластмасс» с внесенными в них изменениями.

12) Рострудом даны разъяснения о прохождении медосмотра работниками, занятыми на работе с компьютером не менее 50 процентов рабочего времени.

Письмо Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3 дает разъяснения о прохождении медосмотра работниками, занятыми на работе с компьютером не менее 50 процентов рабочего времени.

По мнению Роструда, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра при наличии результатов специальной оценки условий труда или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по указанному фактору.

13) Утвержден новый раздел перечня правовых актов, которые относятся к сфере деятельности Ростехнадзора, касающийся государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (Перечень П-01-01-2017).

Приказ Ростехнадзора от 23.05.2017 № 172 «Об утверждении раздела II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017)» утвердил новый раздел перечня правовых актов, которые относятся к сфере деятельности Ростехнадзора, касающийся государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Перечень П-01-01-2017 представляет собой справочный сборник, предназначенный для информирования работников Ростехнадзора, других федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о нормативных правовых актах и нормативных документах, используемых для регулирования деятельности при использовании атомной энергии.

Перечень П-01-01-2017 составлен с учетом Приложения 3 Приказа Ростехнадзора от 17.10.2016 № 421 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и документов, имеющих рекомендательный характер.

Сведения о документах, включенных в Перечень П-01-01-2017, приведены по состоянию на 15 мая 2017 года.

Признан утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 09.09.2016 № 378 «Об утверждении раздела II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2016)».

14) Ростехнадзором направлены разъяснения относительно необходимости присвоения группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, работающему на ПЭВМ.

Письмо Ростехнадзора от 16.05.2017 № 10-00-12/1251 «О присвоении I группы по электробезопасности» дает разъяснения относительно необходимости присвоения группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, работающему на ПЭВМ.

Указывается, в частности, что согласно ГОСТ 50571.1-93 «Электроустановки зданий» персональный компьютер (ПЭВМ) не является электроустановкой, а относится к электрооборудованию. Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие электроустановки зданий, где установлено электрооборудование (ПЭВМ и пр.), обязаны проводить мероприятия по определению необходимости присвоения неэлектротехническому персоналу группы I по электробезопасности. При этом перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности определяет руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель). Руководитель определяет необходимость присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, работающему на ПЭВМ, на основании нормативных документов по устройству и эксплуатации электроустановок исходя из анализа условий труда персонала с точки зрения опасности поражения электрическим током. В случае отсутствия опасности поражения электрическим током на рабочем месте с ПЭВМ руководитель может оформить организационно-распорядительным документом свое решение об отсутствии необходимости присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу и составления соответствующего перечня должностей и профессий.

Кроме того, указывается, что присвоение группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу проводится работником из числа электротехнического персонала данной организации, с группой по электробезопасности не ниже III. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа. Допускается проведение инструктажа неэлектротехнического персонала организации с присвоением группы I по электробезопасности работником, имеющим III группу по электробезопасности, принятым на работу по совместительству.

15) С 1 октября 2017 года государственные транспортные инспекторы будут проводить плановые выездные проверки с использованием проверочных листов.

Постановление Правительства РФ от 29.05.2017 № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части обязательного использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности» гласит, что с 1 октября 2017 года государственные транспортные инспекторы будут проводить плановые выездные проверки с использованием проверочных листов.

С указанной даты использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) будет осуществляться при проведении плановых выездных проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предмет плановой проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

При этом проверочные листы (списки контрольных вопросов) будут содержать вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера.

Мы сотрудничаем

Заказать консультацию
Наверх