Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Новости законодательства Российской Федерации(сентябрь-октябрь 2017 г.)

1) Росреестр будет проводить проверки соблюдения требований земельного законодательства с применением риск-ориентированного подхода.

Предусмотрено, что в целях применения риск-ориентированного подхода используемые юрлицами или ИП земельные участки, правообладателями которых они являются, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (средняя, умеренная и низкая категории рисков).

Установлены критерии и процедура отнесения участков к определенной категории риска, порядок изменения присвоенной категории. В частности, к категории среднего риска относятся участки, предназначенные для захоронения и размещения ТБО, размещения кладбищ, для гаражного или жилищного строительства.

Плановые проверки проводятся в отношении участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года, для участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет (в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся).

Срок проведения плановых проверок использования участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

Минэкономразвития России поручено утвердить индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Росреестром государственного земельного надзора, которые используются для определения необходимости проведения внеплановых проверок.

См. Постановление Правительства РФ от 07.08.2017 № 943 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора».

2) Предусмотрено основание для приостановления специального разрешения на движение автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы.

Таким основанием является прохождение маршрута перевозки опасных грузов по автодорогам, непосредственно прилегающим к объектам транспортной инфраструктуры, задействованным при подготовке и проведении спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий.

Уполномоченный орган по заявлению перевозчика или его представителя на время приостановления действующего специального разрешения оформляет в срок, не превышающий трех рабочих дней, специальное разрешение с учетом альтернативного маршрута перевозки опасного груза и ранее представленных документов.

В реестре выданных специальных разрешений указываются дата и срок приостановления действия специального разрешения.

Кроме того, скорректирован перечень документов, прилагаемых к заявлению о получении специального разрешения.

Приказ Минтранса России от 02.08.2017 № 290 «О внесении изменений в Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июля 2011 г. № 179» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2017 № 47725).

3) С 16 ноября 2017 года будет действовать новый СП 27.13330.2017 «СНиП 2.03.03-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур».

Свод правил распространяется на проектирование бетонных и железобетонных конструкций, подвергающихся систематическим воздействиям повышенных (от 50 до 200 градусов) и высоких (свыше 200 градусов) температур и увлажнению техническим паром.

С момента начала его действия признается не подлежащим применению ранее действовавший СП 27.13330.2011 СНиП 2.03.03-84 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 827).

См. Приказ Минстроя России от 15.05.2017 № 786/пр «Об утверждении СП 27.13330.2017 «СНиП 2.03.03-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур».

4) Повышение прозрачности системы государственного контроля и надзора - одна из основных целей профилактических мероприятий федеральных органов исполнительной власти.

См. «Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований» (приложение 2 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 № 1).

В Методических рекомендациях определены, в том числе:

  • цели, задачи, принципы проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований к хозяйствующим субъектам;
  • виды и формы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (в том числе размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, информирование подконтрольных субъектов, выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и др.);
  • порядок и организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;
  • система мониторинга и оценки уровня развития Программы профилактики нарушений обязательных требований, утверждаемой контрольно-надзорным органом, эффективности и результативности профилактических мероприятий.

5) Утвержден паспорт приоритетного проекта «Автоматизация контрольно-надзорной деятельности».

Целью проекта является снижение административной нагрузки на граждан и организации, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, путем снижения транзакционных издержек при взаимодействии контрольно-надзорных органов и проверяемых субъектов, за счет интерактивного взаимодействия через сеть Интернет с использованием электронных сервисов «Личного кабинета». Определены показатели проекта, а также их планируемые значения на период до 2025 года.

См. «Паспорт приоритетного проекта Автоматизация контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5).

6) Утвержден паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности».

«Паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5).

Целью приоритетного проекта является формирование новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

 

По итогам реализации проекта планируется:

  • переход к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году;
  • увеличение доли подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.

7) С 1 января 2018 года Ростехнадзор и Ространснадзор при проведении плановых проверок будут обязаны применять проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) будет осуществляться при проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного энергетического надзора.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

См. Постановление Правительства РФ от 04.08.2017 № 930 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок».

8) С 1 января 2018 года предлагается ввести уведомительный порядок начала деятельности предприятий, эксплуатирующих лифты, подъемные платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) и эскалаторы.

Проект Федерального закона № 243883-7 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно законопроекту юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по монтажу, демонтажу, эксплуатации (обслуживанию и ремонту) лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (кроме эскалаторов в метрополитенах) будут обязаны уведомлять уполномоченный орган о начале осуществления указанных видов деятельности.

Лица, осуществляющие указанные виды деятельности на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, будут обязаны направить соответствующее уведомление в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.

9) Аттестацией лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, будут заниматься специальные комиссии, создаваемые Минтрансом России.

Согласно Закону о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься такой деятельностью.

Минтрансом России утвержден порядок проведения такой аттестации в целях проверки знаний и умений претендента на соответствие профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

Определено, в частности, что проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, создаваемыми распоряжением Минтранспорта России, с указанием субъектов РФ, на территории которых они действуют. Комиссии формируются из представителей территориальных органов Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».

Специалист, претендующий на прохождение аттестации, должен разместить соответствующую заявку на сайте «Росавтотранса» не позднее 12 календарных дней до предполагаемой даты аттестации.

Аттестация специалистов проводится в форме тестирования. Перечень вопросов тестового задания формируется Минтрансом России по согласованию с МВД России и размещается на официальном сайте Минтранса России. В перечень включается не менее 360 вопросов, с представленными на выбор вариантами ответов (не менее трех), один из которых должен быть правильным.

Тестовое задание содержит 20 вопросов, на которые специалист должен ответить в течение 30 минут. Тестирование считается пройденным, если специалист правильно ответит не менее чем на 18 вопросов.

Доступ к информации об аттестованных специалистах, содержащейся в соответствующем реестре, обеспечивается на сайте «Росавтотранса».

См. Приказ Минтранса России от 20.03.2017 № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью» Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2017 № 47698.

10) Установлена процедура категорирования автомобильных тоннелей по ограничению проезда в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Процедура категорирования автомобильных тоннелей осуществляется на основании произведенной оценки транспортно-эксплуатационного состояния автодорожных тоннельных переходов, в результате которой им присваиваются категории критичности от «A» - высокий риск до «D» - несущественный риск. При этом к категорированию тоннелей допускаются только тоннели, имеющие категорию критичности «D». Перевозка опасных грузов по тоннелям, которым присвоена иная категория критичности, запрещена.

В свою очередь тоннели, перевозка опасных грузов по которым разрешена, разделяются на 5 категорий от «A» - перевозка опасных грузов не ограничена до «E» - ограничение на перевозку всех опасных грузов, кроме опасных грузов под номерами ООН: 2919, 3291, 3331, 3359, 3373.

Определение категории автомобильного тоннеля, по которому допускается перевозка опасных грузов, основывается на трех видах опасности (взрыв, выброс токсичного газа или летучей токсичной жидкости, пожар) на основе сведений об автомобильном тоннеле, а также статистических данных о погибших или получивших вред здоровью людях, об ущербе окружающей среде, о материальном ущербе вследствие происшествия в автомобильном тоннеле с участием транспортного средства, перевозившего опасный груз.

Утратившим силу признается приказ Минтранса России от 13.09.2012 № 346 «Об утверждении Правил категорирования автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов».

См. Приказ Минтранса России от 18.05.2017 № 190 «Об утверждении Правил категорирования автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2017 № 47691).

11) Ростехнадзором рекомендован балльный метод анализа риска аварий на угольной шахте.

Приказом Ростехнадзора от 05.06.2017 № 192 утверждено Руководство по безопасности «Методические рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах».

Балльный метод (метод весовых коэффициентов) предполагает разбиение факторов, влияющих на опасность аварии, на блоки и придание факторам рангов, характеризующих значимость фактора для развития аварии и весов на основе экспертных оценок.

В частности, выделены следующие диапазоны баллов и соответствующие им 4 лингвистических уровня риска:

  • от 0 до 0,39 - малый уровень риска (зеленый цвет);
  • от 0,4 до 0,51 - средний уровень риска (желтый цвет);
  • от 0,52 до 0,59 - высокий уровень риска (оранжевый цвет);
  • от 0,6 до 1 - чрезвычайно высокий уровень риска (красный цвет).

В Руководстве предусмотрены, в том числе:

  • задачи проведения анализа риска аварий;
  • этапы проведения анализа риска аварий и перечень опасностей аварии на стадии эксплуатации угольной шахты;
  • факторы, влияющие на опасности аварии, и индексы опасности аварии на стадии эксплуатации шахты;
  • порядок проведения оценки риска аварий.

12) Скорректирован порядок уведомления газоснабжающей организации об изменении схемы газоснабжения, а также порядок осуществления мероприятий по подключению в пределах границ земельного участка приобретателя газа.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 № 999 внесены изменения в «Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

В частности, устанавливается, что в случае изменения схемы газоснабжения подключенного объекта капитального строительства в границах земельного участка, на котором расположен объект, уведомление о предстоящем изменении схемы газоснабжения, с указанием характера предстоящих изменений, направляется не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проведения работ. Данный порядок применяется, если изменение схемы газоснабжения не влечет изменение параметров ранее выданных технических условий и отсутствует необходимость фактического присоединения объекта капитального строительства.

В случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования, при которой его максимальный часовой расход не превышает параметров, указанных в выданных технических условиях, заявитель не позднее 10 рабочих дней до начала работ направляет исполнителю уведомление о предстоящей замене с указанием максимального часового расхода газа устанавливаемого газоиспользующего оборудования.

Кроме того, вводится право заявителя обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка заявителя. Указанные мероприятия осуществляются исполнителем за плату, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

13) Ростехнадзором обновлены рекомендации по безопасному ведению горных работ на склонных к динамическим явлениям угольных пластах.

Приказом Ростехнадзора от 21.08.2017 № 327 утверждены Руководства по безопасности «Рекомендации по безопасному ведению горных работ на склонных к динамическим явлениям угольных пластах».

Рекомендации предназначены для работников угледобывающих организаций, осуществляющих добычу угля подземным способом, работников научных организаций и организаций, занимающихся проектированием угольных шахт, экспертизой промышленной безопасности, работников территориальных органов Ростехнадзора.

 

Признаны не подлежащими применению:

  • Инструкция по безопасному ведению горных работ на шахтах, разрабатывающих угольные пласты, склонные к горным ударам РД 05-328-99 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 29.11.1999 № 87);
  • Инструкция по безопасному ведению горных работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля (породы) и газа РД 05-350-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 04.04.2000 № 14).

14) С 1 января 2018 года проверочные листы будут применяться при плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года - при плановых проверках всех работодателей.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю - юридическому лицу и работодателю - физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предмет плановой проверки всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

15) В рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения будет применяться риск-ориентированный подход.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре.

Отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска будет осуществляться решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка в соответствии с определенными критериями, позволяющими отнести земельный участок к различным категориям риска.

 

При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:

  • информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;
  • сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
  • сведения, получаемые при проведении должностными лицами Россельхознадзора мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, будут осуществляться в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

  • для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;
  • для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

В приложении приводятся критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к определенной категории риска.

16) Утвержден порядок охраны магистральных газопроводов.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 утверждены Правила охраны магистральных газопроводов и внесены изменения в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах.

 

Правилами, в частности, регламентируется:

  • порядок установления охранных зон объектов магистральных трубопроводов;
  • запреты и ограничения, устанавливаемые в охранных зонах магистральных трубопроводов;
  • порядок оформления разрешения на производство работ в охранных зонах трубопроводов;
  • особенности проведения отдельных видов работ в охранной зоне магистральных трубопроводов;
  • требования к лицам, осуществляющим работы в охранной зоне трубопровода;
  • требования к опознавательным знакам, обозначающим линейную часть магистрального трубопровода;
  • содержание мер, принимаемых при повреждении магистрального трубопровода.

17) Ростехнадзором определено, положения каких международных договоров, федеральных законов, актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти должны выполняться при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности.

Приказом Ростехнадзора от 31.08.2017 № 348 утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности.

Указывается, в частности, что при эксплуатации всех взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности должны исполняться обязательные требования, содержащиеся в четырех Технических регламентах Таможенного союза, восьми Федеральных законах, девяти постановлениях Правительства РФ и двадцати трех нормативных правовых актах и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, установлены специальные перечни актов, содержащие требования при эксплуатации объектов нефтегазодобывающей промышленности, химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих и других взрывопожароопасных и вредных производствах и объектов, объектах магистрального трубопроводного транспорта, объектах газораспределения и газопотребления, опасных производственных объектов ведения горных работ, объектах хранения и переработки растительного сырья.

 

1) Утвержден план мероприятий по отмене и актуализации обязательных требований в сфере соблюдения трудового законодательства.

Приказом Минтруда России от 01.09.2017 № 655 утвержден план мероприятий («дорожной карты») по отмене и актуализации обязательных требований в сфере соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

План включает в себя, в числе прочего:

  • подготовку предложений по внесению изменений в Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н;
  • подготовку Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
  • разработку законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».

2) Регламентированы противопожарные требования на объектах религиозного назначения.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2017 № 1174 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 Правила противопожарного режима в Российской Федерации дополнены новым разделом «Объекты религиозного назначения», которым устанавливаются, в частности, правила хранения горючих жидкостей в помещениях молельных залов, порядок установки подсвечников, светильников и других устройств с открытым огнем, правила размещения в молельном зале горючих материалов (ели, сухой травы).

3) Приказом Минэнерго России от 26.07.2017 № 676 утверждены методики оценки технического состояния основного технологического оборудования.

Разработка и утверждение Методики стало одним из первых этапов решения задачи цифровизации электроэнергетики. Методика определяет порядок оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи объектов электроэнергетики для определения оптимального вида, состава и стоимости технического воздействия на оборудование.

 

Методика направлена на решение задачи по определению индекса технического состояния, используемого для расчета величины физического износа оборудования, являющейся важнейшим показателем технического состояния объектов электроэнергетики. В конечном итоге, Методика нацелена на решение задачи в области принятия решений по техническому воздействию на технологическое оборудование в зависимости от результатов оценки технического состояния.

Мы сотрудничаем

Заказать консультацию
Наверх