Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Новости законодательства Российской Федерации (август 2018 г.)

1) С 2019 года изменятся требования к подготовке и аттестации работников в области промышленной безопасности.

30.07.2018 опубликован федеральный закон от 29.07.2018 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики».

Работники организаций, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знаний требований промышленной безопасности, обязаны не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию.

Соответствующее положение внесено в закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Речь идет о работниках, в том числе руководителях организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Категории таких работников определяются Правительством РФ.

Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на соответствующую должность;
  • при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
  • при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством РФ.

Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, аттестацию также должны проходить работники, связанные:

  • с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений;
  • с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года. Документы об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, выданные в установленном порядке до дня вступления в силу закона, действительны до окончания срока их действия.

2) Скорректирован порядок осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда» установлено, что государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора.

3) Усовершенствованы контрольно-надзорные полномочия в сфере охраны труда.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда» в том числе:

  • установлено, что при осуществлении производственного контроля, предусмотренного Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и/или опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения указанного производственного контроля;
  • к федеральному государственному энергетическому надзору отнесен надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда;
  • в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» надзор за безопасными условиями труда исключен из полномочий Росздравнадзора в целях устранения дублирования полномочий Роструда.

4) Утверждены Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья.

Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - Планы мероприятий), по их изучению, а также предложения по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий для опасных производственных объектов, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, относительно которых Федеральным законом определена необходимость осуществления планирования указанных мероприятий посредством разработки и утверждения Планов мероприятий.

В приказе Ростехнадзора от 03.07.2018 № 287 «Об утверждении руководства по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья», в частности, приводятся:

  • общие рекомендации по разработке и оформлению Плана мероприятий;
  • рекомендации по составлению общих разделов Плана мероприятий;
  • рекомендации по составлению специального раздела Плана мероприятий;
  • порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий;
  • порядок организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствия аварий на объектах;
  • рекомендации по изучению Планов мероприятий;
  • рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий;
  • сведения об основных видах и причинах возникновения и развития аварий (взрывов) на объектах;
  • перечень основных мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.

5) Депутаты предлагают расширить права должностных лиц государственного пожарного надзора.

Проектом Федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора» предусматривается:

  • обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
  • наделение должностных лиц органов государственного пожарного надзора правом рассмотрения и согласования в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов, а также проведения в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочных проверок в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
  • отнесение к полномочиям Правительства РФ установления периодичности проведения плановых проверок в зависимости от классификации по функциональной пожарной опасности и присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска;
  • отнесение к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, городского округа участия в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров, предусмотренных Федеральным законом «О пожарной безопасности», к вопросам местного значения муниципального района - участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального района.

6) МЧС России предлагает штрафовать за неработающее противопожарное оборудование.

Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае неработоспособности или неисправности на объекте защиты наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, электроустановок, электротехнической продукции, систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной защиты, несоответствии эвакуационных путей, эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности на виновных лиц может быть наложен штраф, размер которого составит:

  • для граждан - от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • для должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7) На объектах НВОС I категории вводится система автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

30.07.2018 опубликован федеральный закон от 29.07.2018 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ».

Устанавливается, что объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды которых устанавливаются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Вводятся требования к программам создания системы автоматического контроля, в которой должны определяться, помимо прочего, стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений об оснащении объектов негативного воздействия системами автоматического контроля, вступающих в силу с 1 января 2019 года.

8) Уточнены требования к охране и безопасности труда работников, участвующих в проведении процессов и работ, связанных со строительным производством.

Приказом Минтруда России от 31.05.2018 № 336н «О внесении изменений в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 336н», помимо прочего, уточняются:

  • обязанности работодателя в отношении работников, занятых на рабочих местах с вредными (опасными) условиями труда, определенными по результатам спецоценки условий труда;
  • требования к организационно-технологической документации на строительное производство;
  • особенности охраны труда в отношении работников, производящих работы с использованием асбеста;
  • обязанности работодателя по подготовке строительных площадок, участков строительного производства для обеспечения безопасного производства работ;
  • требования к строительным площадкам и их схемам;
  • комплекс мер по снижению вредного воздействия на работников вибрации и пыли;
  • меры безопасности при уборке стружки, обрезков, пыли и грязи с оборудования или механизмов;
  • меры безопасности при установке и снятии средств коллективной защиты;
  • специальные меры безопасности при производстве отдельных видов работ.

Мы сотрудничаем

Заказать консультацию
Наверх